Акустическая экология жилища начинается со знания норм. Нормативами, регламентирующими требования к звукоизоляции, являются Московские городские строительные нормы, Санитарные нормы и СНиП.
Звукоизоляция ограждающих конструкций (перекрытий, стен, перегородок, дверей и т.д.) – это способность препятствовать распространению звука, ослаблять звуковое давление (или звуковую энергию) шума, проникающего из шумного в тихое помещение. При этом различают воздушный шум, который возникает в воздухе, и благодаря воздушным звуковым волнам распространяется через ограждающие конструкции, и ударный (или структурный) шум, который возникает непосредственно в конструкциях и, распространяясь по ним, излучается в виде воздушных звуковых волн. Рассмотрим каждую разновидность шума отдельно
Фактическая изоляция воздушного шума зависит не только от звукоизоляционных свойств конструкции ограждения, но и от площади этой конструкции, а также от звукопоглощения поверхности стен, пола, потолка и предметов в тихом помещении. Поскольку показатели в каждом конкретном случае меняются, введено понятие звукоизолирующей способности (собственной звукоизоляции) R, которая измеряется в децибелах. Эта величина не зависит ни от площади, ни от звукопоглощения, она присуща только самой ограждающей конструкции.
Для удобства измерений мы пользуемся индексом изоляции воздушного шума. Индекс позволяет выводить усредненные величины. Так в нормативах (МГСН 2.04-97) для межквартирных стен и междуэтажных перекрытий установлены минимальные значения R равные: - 54 дБ для домов категории А (высоко комфортные условия);
- 52 дБ для домов категории Б (комфортные условия);
- 50 дБ для домов категории В (предельно-допустимые условия).
Изоляция ударного шума (от ходьбы, передвижения мебели, ударов и т.п.) определяется с помощью машины со смешным названием «топальная».
Она устанавливается на полу верхнего помещения. Так вычисляют уровни звукового давления Ln, дБ под перекрытием. При этом, чем выше значения Ln, тем хуже изоляция перекрытием ударного шума. Усредненные значения Ln позволяют определить индекс ударного шума под перекрытием. Ln равно:- 55 дБ для домов категории А;
- 58 дБ для домов категории Б;
- 60 дБ для домов категории В.
Практические вопросы перепланировки Как вы уже поняли, такие нормативные требования относятся к ограждающим конструкциям. Они не зависят от назначения смежного помещения соседней квартиры, будь то спальня, кухня или коридор. Однако в реальной жизни планировка, конечно, играет роль. Так, если рядом со спальной комнатой одной квартиры оказывается кухня или ванная комната соседей, уровень комфортности по шуму в первой квартире понизится. При этом жильцам будет безразлично, что стена соответствует нормативным требованиям звукоизоляции воздушного шума. Звук спускаемой воды не всегда навевает сны о Ниагарском водопаде – вот и все.
Поэтому типовые планировочные решения, как правило, хорошо продуманные и проверенные многолетней практикой, не должны без веских причин произвольно меняться. Почти всякое принципиальное изменение планировки, при котором шумное помещение одной квартиры (кухня, ванная, санузел, гостиная с аудио и видео аппаратурой, тренажерный зал и т.п.) оказывается смежным (по горизонтали или вертикали) с тихим помещением другой квартиры (спальней, кабинетом и т.п.) ведет к дискомфорту и жалобам.
Современные технологии и строительные материалы позволяют и в этом случае найти выход из положения, однако неудачное планировочное решение всегда требует больших дополнительных затрат.
Чаще всего при перепланировке жильцы хотят расширить ванные комнаты и санузлы за счет примыкающих помещений (обычно коридоров, реже кухонь). Тут надо помнить, что до настоящего времени в серийных домах эти помещения монтировались в виде готовых сантехкабин с опорой на несущие плиты перекрытий через звукоизоляционные слои (прокладки, засыпки). Зазоры между стенками и потолками кабин с одной стороны и несущими стенами и перекрытиями зданий с другой – обеспечивали изоляцию не только воздушного, но, что куда важнее, ударного и структурного шума от работы сантехоборудования. В сочетании с продуманной планировкой, при которой санузел одной квартиры примыкал к санузлу другой, а ее комнаты были удалены в глубь квартиры, это давало полный акустический комфорт.
При работах по расширению сантехузлов, как правило, приходится разбирать ограждающие конструкции сантехкабин и, тем самым нарушать звукоизоляцию. Поэтому, для сохранения нормативной звукоизоляции, необходимо вновь создать “плавающую” конструкцию пола, самостоятельные перегородки, и возможно, потолок. При этом перегородки должны устанавливаться на расстоянии от других ограждающих конструкций, опираться на плавающее основание пола и примыкать к перекрытию (потолку) через упругие прокладки с тем, чтобы исключить передачу структурного шума на несущие конструкции, по которым он легко распространяется по зданию. Чтобы избежать возникновения жестких звуковых мостиков между перегородками, полом сантехузла и другими ограждающими конструкциями нужно все трубопроводы разводки размещать внутри помещений сантехузла.
Виброизолированное крепление разводок трубопроводов необходимо для того, чтобы структурный шум от работы сантехприборов не распространялся на ограждающие конструкции и далее в смежные помещения.
Другие варианты перепланировок должны учитывать также косвенную передачу звука, например, от перегородок на перекрытия. В определенных условиях перегородка, установленная на несущую плиту перекрытия, может служить причиной ухудшения звукоизоляции между квартирами по вертикали.
Таким образом, перепланировку квартиры желательно производить на основе тщательно разработанных планировочных и конструктивных решений.
Не менее важно качественное выполнение проекта, поскольку даже незначительные отклонения от первоначального решения в процессе работы могут все испортить. Поэтому и для составления проекта перепланировки и, собственно, для работ нужны квалифицированные специалисты.
При составлении проекта перепланировки необходим тщательный анализ: как повлияют на звукоизоляцию изменения конструктивных решений ограждающих конструкций и узлов. Соответствующий выбор материалов и конструкций позволяет сохранить или даже улучшить звукоизоляцию между квартирами и комнатами в жилых домах. При этом необходимо тщательное исполнение проекта перепланировки квалифицированными строителями. Создание благоприятной акустической среды в помещении Если в одном офисном помещении находятся несколько рабочих мест менеджеров, то без специальных мероприятий по обеспечению акустического комфорта в помещении не обойтись. Еще в старые добрые советские времена практически во всех бухгалтериях или отделах НИИ, где в одном большом помещении работало несколько человек, можно было наблюдать картину, когда большая комната уродливо перегораживалась различными книжными шкафами и тумбами и еще Бог знает чем. Таким образом каждый работник старался отгородиться от остальных коллег по комнате. Здесь дело, конечно, не только в акустике – играют роль и другие психологические моменты. Однако именно обстоятельство, когда из-за одного человека, разговаривающего по телефону, становилось невозможно без помех переговариваться в помещении, являлось той отправной точкой, после которой каждый начинал отгораживать себе "свое" место. И различная мебель выполняла роль акустических экранов, позволяя на рабочем месте не отвлекаться на окружающие шумы. Сегодня для создания акустического комфорта все чаще применяются офисные системы на основе мобильных перегородок высотой 1,2 – 1,8 м, формирующие звукопоглощающую среду в помещениях с несколькими рабочими местами. Наиболее эффективны в качестве акустических экранов - относительно сложные по конструкции перегородки толщиной не менее 60 мм, состоящие из двух сэндвич-панелей (МДФ – поролон – ткань), и с полым пространством, внутри которого можно скрыть всю проводку. Кроме того, комбинирование перегородок различной высоты позволяет создавать такие акустические конфигурации, когда один сектор рабочего места акустически защищен, а другой, наоборот, облегчает работу менеджера с клиентом.
На протяжении последних десяти лет в нашей стране деловая активность работников в офисе только повышается. Ведь для хорошего бизнеса совершенно нормальное явление, когда из четырех менеджеров, работающих в одном зале, одновременно трое ведут переговоры по телефону, а четвертый – энергично убеждает посетителя сделать заказ. При всем этом также желательно, чтобы руководитель и менеджеры со своих рабочих мест могли видеть друг друга, так как это, согласно распространенным западным теориям, укрепляет дисциплину, способствует взаимному контролю и тем самым повышает производительность труда.
Но если стены и потолок такого помещения выполнены из жестких, хорошо отражающих звук материалов (допустим, из окрашенных гипсокартонных листов), то посторонние для каждого работника шумы вынуждают постоянно напрягать слух и повышать голос. Также имеет место шум от большого количества офисной оргтехники, которая должна присутствовать в помещении с несколькими рабочими местами. Это, в конечном итоге, приводит к преждевременной усталости и раздражительности сотрудников к снижению производительности труда и конфликтам в коллективе.
Создание благоприятной акустической среды в помещениях такого рода решается с помощью введения в помещение офиса определенного количества звукопоглощающего материала и так называемого "заглушения" помещения. При этом подавляется требуемая часть отраженного звука, в результате чего громкость голоса и других источников шума можно уменьшить до двух-трех раз. Оставшийся прямой звук (непосредственно от источника - к уху слушающего человека) в сочетании со строго определенной частью отраженного звука обеспечивают высокую четкость и разборчивость речи, что удобно при общении менеджеров между собой. Однако, при чрезмерно высоком звукопоглощении отраженный звук может полностью исчезнуть, и звучание речи приобретет уже неприятный "ватный" оттенок, когда теряются начала и окончания фраз. Для избежания этого существуют специальные методики расчета количества звукопоглощающего материала для офисных помещений.
Традиционно в качестве основной звукопоглощающей поверхности используется пространство потолка, а в качестве звукопоглощающей конструкции – подвесной акустический потолок, имеющий ко всему прочему, множество других удобных свойств, характерных для всего класса подвесных потолков. Для такого потолка, к уже привычным функциональным свойствам: возможность монтажа в надпотолочном пространстве систем вентиляции, электрических коммуникаций и встроенных систем освещения, добавляются еще и высокие звукопоглощающие свойства.
Акустическая эффективность звукопоглощающих потолков выражается в значениях безразмерного коэффициента звукопоглощения a, который может изменяться в пределах от 0 до 1. Значение a = 0 означает полное отражение звука при a = 1 весь звук, попавший на данную поверхность, поглощается.
Также значение коэффициента звукопоглощения зависит от частоты звука. Поэтому звукопоглощающую способность той или иной модели подвесного потолка, как правило, характеризуют график или таблица для стандартного набора частот от 100 Гц до 3200 Гц. Так как характеристики звукопоглощения приводятся именно для конструкции подвесного потолка, то они справедливы только для указанных под графиком величин относа плит подвесного потолка от жесткой поверхности "черного" потолка. При этом изменение расстояния высоты подвеса напрямую сказывается на величине и частотной характеристике звукопоглощения. Так, с увеличением расстояния высоты подвеса звукопоглощение в области низких частот для акустических потолков большинства фирм-производителей возрастает. Однако некоторые фирмы-производители ("Armstrong") в своих каталогах не указывают высоту подвеса конструкции подвесного потолка, поэтому при сравнении акустических характеристик потолков между собой это обстоятельство следует иметь в виду.
Для характеристики акустических свойств подвесного потолка может также применяться так называемый средний коэффициент звукопоглощения (NRC). Он рассчитывается как среднее арифметическое для коэффициентов звукопоглощения в четырех октавных полосах частот: 250, 500, 1000 и 2000 Гц, и предназначен, прежде всего, для оценки звукопоглощения в речевом диапазоне частот. Поскольку в офисных помещениях важен именно речевой диапазон, для выбора подходящей модели подвесного потолка корректно сравнивать их коэффициенты NRC. Акустический потолок может называться таковым при значениях NRC, превышающих 0,6-0,7.
К сожалению, в России большинство уже построенных офисов имеют неакустические подвесные потолки в тех помещениях, где звукопоглощающие потолки были бы чрезвычайно желательны. Всему виной - существенная разница в цене между чисто декоративными и акустическими моделями даже одних и тех же фирм-производителей. К примеру, очень широко распространенный в России (из-за своей дешевизны) потолок марки "Байкал", не имеющий даже тестов производителя на акустические свойства, почти на порядок дешевле модели акустического потолка "Armstrong Parafon".
К фирмам-производителям, специализирующимся на производстве именно акустических потолков можно отнести шведскую компанию "Ecophon", финскую компанию "Isover" (торговая марка "Ecophon"), датский концерн "Rockwool" (торговая марка "Rockfon"). Основной материал перечисленных акустических потолков - спрессованные плиты из супертонкого стекловолокна или тонкого минераловолокна. Дело в том, что на сегодняшний день – это лучшие звукопоглощающие материалы. Плиты затем окрашиваются или кашируются стеклохолстом, тканью или пленкой. Именно отделочное покрытие в большей степени влияет на характеристику звукопоглощения различных моделей акустических потолков. В общем, для таких потолков коэффициент звукопоглощения тем выше, чем лучше воздухопроницаемость (продуваемость) лицевой поверхности потолочной панели. Поэтому, при прочих равных условиях, модели с пленочным лицевым покрытием имеют заведомо худшее звукопоглощение, чем модели с окрашенной или тканевой микропористой поверхностью. Если поверхность акустического потолка пытаться окрашивать самостоятельно, то из-за закрашивания микропор звукопоглощающая способность такого потолка также может существенно ухудшиться.
Именно поэтому все акустические потолки автоматически имеют более высокую стоимость, так как их технология изготовления более сложная, а исходное сырье более качественное и дорогое. Звукоизоляция подвесных потолковВ Европе и в США при строительстве офисов очень часто практикуется наличие общего надпотолочного пространства для группы из нескольких офисных помещений. То есть сначала в большом помещении (может быть на всем этаже здания) подвешивается подвесной потолок, а потом оно разделяется на требуемое количество больших и малых комнат посредством легких перегородок. Безусловно, здесь есть много плюсов. Например, возможность легкого и быстрого монтажа различных коммуникаций в общем надпотолочном пространстве. Вместе с тем, в таком случае подвесной потолок должен обладать дополнительными звукоизолирующими функциями, чтобы изолировать передачу звука из одного помещения в другое через надпотолочное пространство. Поэтому в каталогах фирм-производителей подвесных потолков (в том числе и акустических) появляются сведения о звукоизоляции. Здесь очень важно помнить, что звукоизолирующие способности подвесного потолка абсолютно не связаны с его звукопоглощающими (акустическими) свойствами. Для хорошей звукоизоляции плита потолка должна быть максимально тяжелой и герметичной (идеально подходит гипсовая плита с уплотнителем по периметру), а для хорошего звукопоглощения – легкой, мягкой и продуваемой. Хотя, конечно, существуют комбинированные модели подвесных потолков, где потолочная плита представляет собой сэндвич-панель, составленную из звукоизоляционного и звукопоглощающего слоев. Однако необходимо помнить, что собственная звукоизоляция потолка в дБ и коэффициент звукопоглощения потолочной конструкции a - величины, не связанные между собой и друг из друга не вытекающие.
Следует также отметить, что приведенные в каталогах данные абсолютно непригодны для оценки другой часто возникающей ситуации - дополнительной звукоизоляции существующего межэтажного перекрытия путем подвеса к нему данной модели подвесного потолка. Подобные проблемы в нашей стране возникают гораздо чаще, чем строительство офисов с общим надпотолочным пространством.
Акустические стеновые панели Иногда для создания благоприятной акустической среды в помещении большого офиса недостаточно применения только подвесного акустического потолка. Расчет показывает, что для получения требуемых акустических характеристик помещения необходимо задействовать площади большие, чем площадь потолка. Как правило, это происходит в помещениях с очень высокими потолками. Тогда помимо подвесного звукопоглощающего потолка, а иногда и вместо него (если в силу определенных обстоятельств потолок нельзя закрывать подвесной системой), применяются стеновые акустические панели, имеющие также очень высокие характеристики звукопоглощения. Коэффициент NRC таких панелей колеблется в пределах 0,9 –0,95. Стеновые акустические панели на сегодняшний день в Россию поставляет только одна компания – шведская фирма "Ecophon".
В случаях, когда помещение большого офиса разгораживается офисными перегородками, не доходящими до потолка (чтобы стоящий человек мог видеть весь зал целиком), акустические стеновые панели применяются для облицовки таких перегородок-экранов, чтобы повысить эффект звукоизоляции между кабинами. Звукоизоляция комнат переговоров и кабинетов руководителейЕсли переговоры проходят "за закрытыми дверями", необходимо проводить их в помещениях, отвечающих данным требованиям. Прежде всего – это комнаты переговоров и кабинеты руководителей. Существует ряд правил, позволяющих построить такие помещения грамотно. Конечно, мы не будем рассматривать здесь методики, позволяющие избежать прослушивания путем сканирования оконного стекла помещения для переговоров лазерным лучем из здания, стоящего напротив. Однако предпринять некоторые мероприятия, позволяющие значительно повысить звукоизоляцию ограждающих конструкций комнаты переговоров или кабинета, бывает весьма полезно.
Первое, самое важное, но как показывает практика, неочевидное правило – это обеспечение хорошей звукоизоляции входной двери в помещение. Лучшим средством для этого является устройство тамбура, т.е. последовательная установка двух дверей с воздушным промежутком между ними. Чем больше будет расстояние между дверьми, тем выше эффект. Помимо этого двери должны обязательно иметь порог и уплотнение по всему периметру притворов. Чем массивнее полотна дверей, тем лучше их звукоизоляция. Следует отметить, что стеклянные, пластиковые и полые двери для подобных помещений не подходят. То же относится и к откатным дверям (их практически невозможно качественно уплотнить). Внутри тамбура поверхности стен и внутренние поверхности дверей желательно обработать звукопоглощающими материалами (например стеновыми акустическими панелями "Ecophon").
Для обеспечения хорошей звукоизоляции помещения для переговоров или кабинета руководителя следует исключить общее надпотолочное пространство с соседними помещениями, для чего перегородки в таких помещениях необходимо выполнять до потолочного перекрытия. Также важно проконтролировать системы вентиляции и кондиционирования. В некоторых случаях через воздуховоды слышимость может быть настолько высокой, что в соседнем помещении не потребуется даже напрягать слух.
Звукоизоляции стен, пола и потолка в случае необходимости может быть увеличена специальными материалами и конструкциями дополнительной звукоизоляции. Для увеличения звукоизоляции стен и потолка применяются панели дополнительной звукоизоляции ЗИПС (Россия). Звукоизоляция пола увеличивается путем устройства конструкции "плавающего" пола (см. "Технологии Строительства" № 4 2000).
Применение панелей ЗИПС обеспечивает до 13 дБ дополнительной звукоизоляции. Эту цифру можно арифметически сложить с собственной звукоизоляцией стены или перегородки. Допустим, исходная звукоизоляция стены была равна Rw = 45 дБ (реальная звукоизоляция легкой перегородки). Применяя панели ЗИПС, мы увеличиваем общую звукоизоляцию стены до величины Rw = 55 –58 дБ. Это показатель хорошей звукоизоляции. При громком разговоре с уровнем L = 80 дБА в соседнем помещении в дневное время трудно будет разобрать содержимое фраз (L = 55 дБА). Тогда как при исходной звукоизоляции стенки в соседнем помещении можно было, особенно не напрягая слух, слушать весь разговор.
В зависимости от конструкции "плавающего" пола возможно получить от 5 до 12 дБ дополнительной изоляции воздушного шума для межэтажного перекрытия. Поскольку собственная звукоизоляция перекрытий редко бывает ниже Rw = 50 дБ, суммарный эффект может превышать величину Rw = 60 дБ, что является очень хорошим показателем.
Для увеличения звукоизоляционного эффекта, внутренние поверхности комнаты переговоров также рекомендуется обрабатывать звукопоглощающими материалами. В таких помещениях подвешивается акустический потолок и монтируются звукопоглощающие стеновые панели.
Большое разнообразие моделей, цветов и материалов отделки лицевых поверхностей существующих звукопоглощающих материалов открывает широкие возможности для создания оригинальных офисных интерьеров при соблюдении необходимых акустических требований. Домашний кинотеатр В процессе организации и оснащения домашних кинотеатров, акцент традиционно делается на электротехнические характеристики акустической аппаратуры. Чем они выше, тем точнее воспроизводится запись и, следовательно, тем дороже оборудование кинотеатра. И все же, как показывает опыт, параметры звука зависят не только от возможностей технических средств... Московская студия архитектуры и дизайна "АТТИКА" в сотрудничестве с Институтом акустики им. Андреева создала проект частного кинотеатра, не имеющего на сегодняшний день аналогов. Подвальное помещение в загородном доме было превращено в высокотехнологичный кино- и звукозал для просмотра кинокартин и прослушивания аудиозаписей. О том, какое значение заказчик уделял качеству звуковоспроизведения, говорит тот факт, что проект кинозала выделялся в самостоятельное направление, и бюро было поручено заниматься только этой работой. Проанализировав требования заказчика, проектировщики пришли к выводу, что, в данном случае речь должна идти о профессиональном озвучивании помещения. Выполнение такой задачи требовало соблюдения максимального количества довольно специфических условий и норм, с которыми в обычной проектной практике архитектор не сталкивается. Поэтому было принято решение обратиться за помощью к сотрудникам Института акустики им. Андреева. Рабочую группу возглавили ведущие российские специалисты в области электроакустики: кандидат технических наук А. Гайдаров (вице-президент московского отделения Всемирного Общества инженеров электроакустиков), кандидаты технических наук В. Белов и М. Ланне.
В идеальном случае при воспроизведении звукозаписи слушатель должен воспринимать только то, что записано в студии. Любые, не предусмотренные в процессе записи отражения акустической волны будут искажать звуковую картину. Следовательно, акустические свойства помещения, в котором размещается звуковоспроизводящая техника, оказывают самое непосредственное влияние на распространение и распределение звуковой волны. Поэтому все основные этапы проектирования были посвящены формированию акустической среды, которая находилась в тесной связи с функционально-эстетической организацией объема кинозала.
На первой стадии работ появился визуальный ряд, содержащий в себе основные предложения по отделке интерьера и его предметному насыщению. Выбранная авторским коллективом концепция следования стилистике 20-х годов ХХ в. возникла как ассоциативное обращение к эпохе расцвета кинематографа. Для работы над архитектурным проектом потребовалось провести серьезные исследования в области истории искусств и дизайна. В частности, в интерьер были введены витражи, созданные по мотивам произведений известного дизайнера и ювелира того времени Рене Лалика (Rene Lalique). На стекле методом химического травления выполнялись декоративные горельефные композиции, с характерной для этой техники обработки стекла тонкой моделировкой формы. Вместе с тем, проект предусматривал устройство потолка с глубокими кессонами и широкое применение в отделке помещения пробки и шпона из древесины ценных пород.
После того как с архитектурным предложением ознакомились инженеры из Института акустики, работы вступили в новую фазу. Необходимо было увязать дизайн интерьера с акустическим проектом. На основании результатов расчетов акустических параметров помещения специалисты по акустике определили критерии выбора отделочных материалов и обозначили их распределение в объеме кинозала. Таким образом, выявилась явная зависимость архитектурной части проекта от акустических характеристик будущего кинозала. В этой ситуации архитекторам предстояло средствами дизайна найти точное выражение основополагающих законов распределения звука в помещении.
При этом основная задача, которую следовало решить творческому коллективу, состояла в том, чтобы свести к минимуму эффект звукоотражения. Поэтому в структуре отделки особое значение придавалось звукопоглощающим материалам. Для их подбора были составлены таблицы зависимости акустических характеристик материалов от физических свойств. Поскольку представители торгующих организаций не всегда могли предоставить архитекторам интересующую их информацию, проектировщикам зачастую приходилось заниматься сбором образцов материалов. Затем в Институте акустики под руководством кандидата технических наук В. Белова проводилось тестирование собранных образцов с целью определения их способности к звукопоглощению. Все замеры осуществлялись в специально оборудованной акустической камере. На основании выявленных акустических свойств отделочных материалов и с учетом пропорций помещения создавалась математическая модель распределения звуковых волн в объеме кинозала. Полученные таким образом данные использовались для определения электротехнических параметров звуковоспроизводящих устройств, и отрабатывались возможные варианты комплектации кинозала необходимой акустической аппаратурой.
По мере формирования перечня материалов, которые предстояло использовать в отделке кинозала, архитектурный проект постоянно корректировался и насыщался конкретными конструкторско-технологическими решениями. Исходя из рекомендаций инженеров-электроакустиков стены помещения должны быть покрыты панелями, состоящими из двух слоев пробкового конгломерата различной толщины, между которыми размещались алюминиевые листы. Кроме того, панели, обращенные к фронту акустической волны, предстояло пропитать фисташковым лаком. Пробковые панели необходимо жестко закрепить к стене и между ними, в местах стыков, организовать демпфирующие зазоры, заполненные рейками из мягкого пористого бальзового дерева, обладающего хорошим звукопоглощением. Бальзовые рейки, как и фронтальные акустические панели, следовало пропитать фисташковым лаком. Благодаря особому сочетанию пробкового конгломерата, бальзы, листового алюминия и фисташкового лака удалось достичь необходимых показателей отражения и поглощения звуковой волны.
Стяжку под напольное покрытие требовалось выполнить по особой технологии, когда в выравнивающий состав добавляются распушенная целлюлоза, волокна которой способствуют звукопоглощению. В качестве напольного покрытия был использован акустически пассивный ковер со специально подобранной жесткостью ворса.
Любопытно, что целый ряд архитектурных предложений по отделке помещения был сразу поддержан специалистами Института акустики, хотя для их реализации потребовалось внесение определенных уточнений в отношении толщины и сочетаемости различных материалов. В частности, это касалось пробкового покрытия стен и подвесного кессонированного потолка. Для потолочных конструкций была выбрана технология компании "КНАУФ ГИПС". Поскольку в данном случае речь шла о ячеистом потолке, несущая система монтировалась с шагом в два раза меньшим, чем это определено производителем. Зазор между плитой перекрытия и потолочными панелями заполнялся базальтовой ватой, которая запрессовывалась туда со значительным усилием. Во избежание образования резонирующих полостей все коммуникационные полости в стенах вскрывались и также заполнялись минеральной ватой.
Входные двери - двухкамерный стеклопакет в алюминиевом профиле, поверх которого наклеивались демпфирующие фальш-филенки из бальзы. Так как бальза не отличается декоративными свойствами, окончательная отделка дверей производилась шпоном из древесины тропической породы с последующей пропиткой натуральным растительным маслом.
В интерьере много стекла, которое в соответствии с архитектурным замыслом задает основную тему декоративного решения. Однако по требованию акустиков все стеклянные элементы (полочки, остекление шкафов и т.д.) были жестко зафиксированы (вклеены) или установлены с демпфирующей прокладкой из пористой резины. Задники шкафов и стеллажей оклеены пробковым листом и окрашены серебристой краской. Выполняя функцию демпфера, задники одновременно являются фоном для DVD-дисков и видеокассет, а также для экспозиции коллекции старинной кино- и фотоаппаратуры.
Проекционный экран, закрывающийся шторами, смонтирован в объемной раме коробчатой конструкции и несколько утоплен по отношению к ее фронтальной плоскости. В нижней части короба размещен сабвуфер. Коробчатая рама изготовлена из листов гипсокартона, ее основание заполнено песком, а верхняя часть - минеральной ватой "Шуманет". Поверхность короба зашпаклевана выравнивающим составом с добавлением распушенной целлюлозы, зашлифована и окрашена латексной краской.
Особое внимание было уделено созданию комфортных условий пребывания в помещении. В систему светотехнического оборудования был введен диммер - устройство плавной регулировки уровня освещенности. В то же время, при отключении общего света в комнате остается местная подсветка. Она осуществляется благодаря встроенным в мебель точечным светильникам, свет которых рассеивается при помощи полок из матового стекла. Мягкое освещение снимает утомляемость глаз во время демонстрации фильма и позволяет ориентироваться в пространстве зала. Кроме того, в зале предусмотрен пол с подогревом до 18-20°С. Такая температура не снижает тонус сосудов и не приводит к варикозному расширению вен.
Длительное нахождение в кинотеатре при закрытых дверях потребовало оснащения помещения микроклиматическим оборудованием: вентиляцией, кондиционером, а также системами охлаждения и поддержания влажности. В связи с этим пришлось соблюсти еще одно важное условие - все агрегаты должны работать бесшумно. Для того чтобы исключить малейший фоновый звук, архитекторы применили разнесенные воздухозаборники с вентиляционными решетками лабиринтного типа - всего боле 50 решеток, расположенных на пересечении кессонов.
В результате детальной проработки функциональной среды кинозала возникла многоступенчатая структура, включающая в себя различные сетевые блоки, одни из которых должны действовать синхронно, другие - последовательно или независимо друг от друга. Для обеспечения четкой и слаженной работы всей исполнительной автоматики инженеры-схемотехники создали систему управления и контроля, в конфигурацию которой введен центральный процессорный модуль. Поскольку зал насыщен дорогостоящей энергозависимой аппаратурой, чутко реагирующей на скачки напряжения в сети, система электропитания имеет стабилизирующее устройство. Во избежание нежелательных последствий аварийного сбоя в энергоснабжении предусмотрен источник бесперебойного питания, который в течение 30 мин. в автономном режиме будет осуществлять подачу электроэнергии. Как показывает опыт, этого времени вполне достаточно для отключения от сети всего электрооборудования.
Благодаря совместным усилиям архитекторов, специалистов по электроакустике и представителей других инженерных специальностей, удалось реализовать новейшую комплексную программу по организации домашнего кинотеатра. В состав данного проекта вошли архитектурная часть, сложнейший инженерный и акустический проекты, содержащие в себе специально разработанные технологии, направленные на достижение максимального качества воспроизведения звука и изображения. Эта работа задает принципиально новый уровень в решении подобных задач и выделяет этот вид проектных услуг в отдельное направление архитектурной, научной и инженерной деятельности.
|