•  Главная
  •  Статьи
  •  Аккаунт
  • Размещение статей
  • Контакты
  •  
Главная >> Предыдущая страница >> Статья: Фортепиано (пианино, рояль): настройка, регулировка, ремонт

Фортепиано (пианино, рояль): настройка, регулировка, ремонт

27.09.2007, 17:29

Фортепиано

Значение соответствия инструмента (пианино, рояля) игровым стандартам, принятым в практике современного пианизма при формировании пианистических навыков у учащихся музыкальных школ.

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Хотелось бы рассмотреть один аспект, без учета которого нельзя говорить о воспитании правильных игровых навыков у учащихся музыкальных школ, да зачастую и средних специальных учебных заведений.

Представляется, что в процессе подготовки специалистов в системе средней и высшей школы уделяется недостаточно внимания знакомству пианистов с устройством инструмента и его основными игровыми стандартами. Учащийся закрепляет пианистические навыки путем слухового и органолептического методов, зачастую не задаваясь вопросом, почему игра на правильно настроенном фортепиано не вызывает у него неприятных ощущений, позволяет полнее раскрыть свой творческий потенциал?

К сожалению, многие преподаватели фортепиано и родители учащихся при организации занятий ребенка не учитывают немаловажный фактор, способствующий формированию, развитию и закреплению правильных пианистических навыков. Этот фактор – есть соответствие инструмента игровым стандартам, принятым в практике современного пианизма.

Педагогам в процессе обучения игре на фортепиано приходится решать ряд задач, включающих в себя различные аспекты музыкального воспитания и образования, но зачастую при этом выпускается из вида тот факт, что формирование верных пианистических навыков невозможно без правильно настроенного инструмента. Под «правильно настроенным» здесь следует понимать не только соответствие темперированного строя принятому звучанию, но и целый комплекс регулировочных операций, по существу являющихся настройкой механизма.

Поэтому представляется целесообразным обратить внимание педагогов на значение регулярного осмотра и настройки инструментов учащихся, на проведение воспитательных мероприятий с родителями.

Только один инструмент способен полностью со всеми красками воспроизвести музыкальное произведение любой сложности, от детской песни до симфонии или оперы, требующих участия многих десятков голосов сразу – это рояль или его разновидность – пианино. Эти инструменты имеют самый большой постоянный (фиксированный) объем звуковой шкалы, вмещающей 88 звуков, объединяемых в 7 ¼ октав.

Специфика возбуждения струн подвижными, упругими молоточками обеспечивает клавишным инструментам необычайно динамичное, яркое, насыщенное красками звучание, не сопоставимое с другими инструментами. Кроме того, рояль и пианино располагают очень чутким быстро реагирующим клавишным механизмом, мгновенно воспроизводящим замысел пианиста.

Все это в совокупности открывает перед исполнителем безграничные возможности воплощения своих творческих замыслов.
В настоящее время существует 2 типа фортепиано: рояли и пианино. Характеристика клавишных инструментов следующая: это струнные. Клавишно-молоточковые музыкальные инструменты со звуковым диапазоном до 88 тонов или 7 ¼ октав. От ноты «ля» субконтроктавы с частотой 27,5 кол/сек до ноты «до» 5 октавы с частотой 4185,6 кол/сек.

Основные узлы клавишно-молоточковых инструментов.
Клавишно-молоточковые инструменты состоят из более 10 000 деталей, одиняющихся в 4 основные узла:
1. Акустический аппарат – струны и резонансовая дека.
2. Опорные конструкции – чугунная рама, деревянная рама (футор) и вирбельбанк.
3. Клавишно-молоточковый механизм.
4. Корпус – футляр.
Резонансовая дека служит усилителем звука. Колебания струн передаются через дискантовый и басовый штеги на резонансовый щит.
Конструкция футора предусматривает удобство закрепления деки и деталей корпуса.
Вирбельбанк – щит, склеенный из нескольких слоев твердой древесины, в отверстия которого запрессовываются вирбели (колки), служащие для натяжения струн.
Вес чугунной рамы в пианино 60-90 кг. В рояле 100-120 кг.

Клавишно-молоточковый механизм

Этот игровой механизм, представляющий собой комплекс подвижных рычагов, осуществляет в фортепиано важнейшую функцию: он должен превращать простые механические движения пальцев пианиста на клавишах в звучание струн, в музыку. Это обстоятельство требует, чтобы фортепианный механизм обладал очень высокой разрешающей способностью, - позволял с предельной точностью и выразительностью воспроизводить любую музыку, любой творческий замысел.

Независимо от конструкции, поделочных материалов, механизм роялей и пианино должен удовлетворять следующим требованиям:
Игровым.
1. Обладать высокой степенью чувствительности и подвижности, обеспечивать мгновенную передачу движения от клавиш к молоточкам при любых градациях скорости и силы удара.
2. Обладать хорошей репетиционной способностью, давать возможность продлевать возбуждение одного и того же звука многократными повторениями ударов по одной клавише.
3. Обладать нормальным туше, приятным сопротивлением клавиши под пальцами как в начальный период движения, так и в конце их хода. Которое не было бы утомительным для пианиста и в то же время давало бы ему уверенное чувство «владения» инструментом.
Эксплуатационным.
1. Быть предельно бесшумным; призвуки, шумы и скрипы мешают пианисту, отвлекают слушателей.
2. Обладать хорошей прочностью и устойчивостью, чтобы при самых тяжелых условиях эксплуатации и большой игровой нагрузке механизм долгое время не терял регулировочных нормативов и работоспособности.
Технологическим.
1. Быть простым по конструкции, не требовать дефицитных материалов в производстве и ремонте.
2. Обладать способностью хорошо регулироваться, принимать необходимые эксплуатационные нормативы.

Бесперебойная, четкая работа механизма с высокой степенью репетиционности и высокими скоростями движения передаточных рычагов во многом зависит от качества регулирования клавишно-молоточкового механизма. Для пианиста очень много значит ровное ощущение сопротивления клавиатуры, неутомительного и стимулирующего исполнение; одинаковая глубина опускания клавиш по всему диапазону, быстрота реакции механизма на прикосновение пальцев к клавиатуре и в какой степени чувствительно механизм настроен на безотказное воспроизведение любых оттенков исполнительской техники.
Тем более представляется необходимым для начинающих пианистов иметь правильно отрегулированный инструмент. Так как с первых шагов у маленьких пианистов начинают формироваться навыки игры на фортепиано. И от того, насколько верно будут сформированы игровые рефлексы ребенка-пианиста, зависит дальнейшее полноценное овладение инструментом и способность решать на высоком уровне поставленные перед исполнителем задачи.


Категория: Товары/Услуги
Навигация по статьям:
Предыдущая в категории Товары/Услуги
Следующая в категории Товары/Услуги
  Партнеры