•  Главная
  •  Статьи
  •  Аккаунт
  • Размещение статей
  • Контакты
  •  
Главная >> Предыдущая страница >> Статья: Закон о полиции. Что нового?

Закон о полиции. Что нового?

01.11.2011, 13:28

Структура по охране правопорядка под названием "милиция" просуществовала на территории нашей страны чуть больше 93 лет. Она была создана постановлением Наркомата по внутренним делам от 10 ноября (28 октября старого стиля) 1917 года "О рабочей милиции". За все время своего существования указанная структура привнесла в нашу жизнь немало хорошего. Ведь за основу деятельности милиции был взят многовековой практический опыт предшествующих структур, видоизмененный под советские реалии.

Последние два десятилетия деятельности уже российской милиции были омрачены целым рядом довольно неприятных историй, что и повлекло качественные изменения, выразившиеся в принятии Закона о полиции.

Большинство граждан России считает, что громкое принятие нового закона означает только "смену вывески", и что никаких существенных изменений не произойдет. Однако новый закон несет в себе ряд существенных структурных изменений, с целью краткого изложения основных из таких изменений и написана настоящая статья.

Организация и финансирование полиции

Краеугольным камнем организационного реформирования полиции стало то, что этот орган окончательно вошел в систему федеральных органов власти, а состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений теперь определяются Президентом РФ. Новым законом отменено разделение полиции на криминальную полицию (милицию) и полицию (милицию) общественной безопасности.

Финансирование милиции осуществлялось за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений. Финансирование же полиции теперь осуществляется только из федерального бюджета.

Указанные нововведения должны гарантировать независимость полиции от других, нижестоящих бюджетов и "иных поступлений".

Принципы деятельности

Полиция будет осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Особый интерес вызывает принцип общественного доверия и поддержки граждан.

Установлена обязанность органов внутренних дел проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (ч. 5 ст. 9 Закона о полиции).

Обязанности полиции

Закон о полиции существенно расширил обязанности полиции. Среди новых (дополненных) обязанностей особо следует отметить следующие (ст. 12 Закона о полиции).

Теперь полиция обязана принимать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в том числе и по электронной почте. Правда, регламент такого приема еще не разработан, электронная подпись только входит в оборот, и не все граждане знают что это такое. Очевидно, такие заявления можно будет подать посредством специализированного портала государственных услуг.

На полицию возложена обязанность по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

Полиция должна принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

На полицию возложены функции по исполнению решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием.

В обязанности полиции также включены предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, принятие контртеррористических мер.

Новые обязанности на полицию могут быть возложены только путем внесения изменений (дополнений) в Закон о полиции.

Права полиции

Новым законом также существенно расширен и регламентирован перечень прав и обязанностей сотрудников полиции.

Теперь сотрудники полиции могут получать от кредитных организаций информацию по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в целях пресечения и выявления налоговых преступлений (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Сотрудники полиции имеют право привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы).

Также сотрудники полиции могут воспользоваться на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести.

Использование транспорта граждан теперь предусмотрено только в исключительных случаях – для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами. При этом предусмотрено обязательное возмещение по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

Также сотрудники полиции вправе применять специальные средства для пресечения административных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона о полиции). Частью 2 указанной статьи предусмотрен следующий перечень специальных средств, применяемых сотрудниками полиции: палки специальные; специальные газовые средства; средства ограничения подвижности или средства связывания; специальные окрашивающие и маркирующие средства; электрошоковые устройства; светошоковые устройства; служебных животных; световые и акустические специальные средства; средства принудительной остановки транспорта; средства сковывания движения; водометы; бронемашины; средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; средства разрушения преград.

Но статьей 22 Закона о полиции установлены и ограничения на применение специальных средств. Так, сотрудники полиции не вправе применять данные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности; лиц с явными признаками инвалидности; малолетних лиц; участников незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Однако указанные ограничения не действуют в некоторых случаях, например, это может быть защита от нападения, от посягательств на оружие или транспортное средство сотрудника полиции, освобождение заложников, пресечение побега из мест содержания под стражей и задержание пытающегося скрыться подозреваемого, застигнутого на месте совершения тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности или оказывающего вооруженное сопротивление.

Полиция имеет право задерживать на срок не более 48 часов. Также полиция имеет право задерживать следующих лиц:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина, а также, разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

В новом законе подробно регламентирован порядок проникновения (со взломом замков) сотрудников полиции в помещение. Сотрудник полиции вправе проникнуть в помещение в следующих случаях (ч. 3 ст. 15 Закона о полиции): 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления; 4) для установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно более короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Полиция вправе задерживать граждан по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 14 Закона о полиции на срок не более 48 часов. Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о полиции, с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции. В Законе о милиции устанавливалась только обязанность сотрудников милиции предоставить возможность задержанным реализовать установленное законом право на юридическую помощь (абз. 5 ст. 5 Закона о милиции). Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст. 14 Закона о полиции).

Среди новых обязанностей следует особо отметить то, что теперь устанавливается особый порядок обращения сотрудников полиции к гражданам. Так, представитель органов правопорядка обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).

Кроме того, полиция теперь обязана принести извинения человеку, прав и свободы которого были нарушены сотрудником полиции по месту нахождения (жительства), работы или его учебы в соответствии с его пожеланиями (ч. 3 ст. 9 Закона о полиции). Порядок и форма принесения таких извинений пока еще не определены.

Также сотрудники полиции будут обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и имуществе.



Служба в полиции

Для того чтобы служить в полиции, граждане РФ обязаны будут пройти специальную первоначальную подготовку - целую систему аттестаций сотрудников полиции на соответствие занимаемой должности и проверок на профессиональную пригодность к действиям, связанным с использованием физической силы и специальных средств (ст. ст. 34 - 36 и 38 Закона о полиции). Кроме того, сотрудников полиции также будут регулярно проверять на знание Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 27 Закона о полиции).

Законом о полиции установлено, что в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуациях сотрудники полиции могут быть направлены в другую местность без изменения их служебных обязанностей (ч. 5 ст. 37 Закона о полиции). В случае несогласия сотрудника полиции с таким направлением он подлежит увольнению (п. 21 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции).

При этом для всех сотрудников полиции, а также для членов их семей предусмотрены широкие социальные льготы и гарантии (гл. 8 Закона о полиции): от обеспечения жилым помещением за счет бюджета и бесплатного медицинского обслуживания до предоставления проездных документов на все виды транспорта и выделения мест для детей сотрудников полиции в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту их жительства (ст. ст. 44 - 46 Закона о полиции).

Таким образом, мы рассмотрели самые "громкие" изменения в законе о полиции. Нужно особо отметить, что авторами закона проделана очень трудоемкая работа по его адаптации к сегодняшним реалиям и требованиям. Но это означает только начало длительной процедуры по реформированию органов внутренних дел, повышение эффективности каждого отдельного сотрудника полиции и созданию его положительного имиджа.

Насколько же эффективен Закон о полиции, какая работа по реформированию органов внутренних дел будет проведена в дальнейшем – мы сможем узнать только спустя несколько лет.
 


Категория: Закон и право
Навигация по статьям:
Предыдущая в категории Закон и право
Следующая в категории Закон и право
  Партнеры