Что делать, если вы стали жертвой некачественного дорожного покрытия и автомобиль получил повреждения, устранять которые за свой счет очень не хочется и есть желание спросить за это с ответственной (точнее, совершенно безответственной) дорожной службы?
Параметры и нормы качества асфальта устанавливаются по ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Этот документ устанавливает – размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 см по длине и 60 см по ширине, а глубина ямы или высота выбоины на дороге не должна превышать 5 см.
ГОСТ регламентирует и состояние люков – не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на 2 см. Чуть больше — 3 см — предел отклонения решетки дождеприемника относительно асфальта.
ГОСТ отводит с момента обнаружения нестандартной ямы не более суток на ее устранение.
Относительно люков и решеток нормы еще суровее: на их замену отводится не более трех часов. Причем сразу после обнаружения недостатка должны быть установлены дорожные знаки, информирующие о ремонтных работах и неровной дороге. Яма глубиной более 5 см должна быть огорожена сигнальными огнями. Выставляются также светоотражающие конусы, а в том случае, если ведутся более масштабные дорожные работы, дорожники обязаны ставить ограждения, не допускающие движение автомобилей в этом направлении.
Прежде всего, надо знать: повреждение автомобиля от попадания на различного рода неровности – это дорожно-транспортное происшествие, хотя сотрудники ГИБДД нередко упорно настаивают на обратном, зачастую даже отказываясь выезжать на место происшествия.
Им можно процитировать ч. 2 федерального закона «О безопасности дорожного движения», где прямо указано, что дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Поскольку автомобиль в процессе движения по дороге получил повреждения и они тянут на материальный ущерб, этот факт является именно ДТП и накладывает на всех его участников определенную ответственность.
Поэтому обращаться в ГИБДД – обязательно! Но сначала водителю, как причастному к ДТП лицу, необходимо выполнить возложенные на него обязанности (п. 2.5 Правил дорожного движения) – остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
После этого позвонить в ГАИ и записать фамилии и адреса очевидцев (достаточно 2-х свидетелей). Не стоит забывать и о страховой компании, если автомобиль застрахован от ущерба, – обязательным, в зависимости от условий договора, может стать вызов на место аварийного комиссара.
Поскольку повреждения получены в результате попадания в дорожные неровности, основной упор надо сделать на фиксацию именно этой «неровности» (ее размеров, формы, расположения и проч.). Здесь подойдут все средства, и их должно быть как можно больше – фото/видеосъемка, участие свидетелей (с этой целью можно позвонить друзьям или родственникам, чтобы они приехали на место, сами убедились в обстоятельствах происшествия и могли потом выступить свидетелями).
Самое главное – установить размеры ямы, в которую попал автомобиль, поскольку именно от ее размеров зависит соответствие ГОСТу, нарушение которого и может быть основанием возложения вины за произошедшее на организацию, занимающуюся обслуживанием данного участка дороги.
При фиксации обстановки сотрудниками ГИБДД надо внимательно изучить все документы, составленные ими и предлагаемые на подпись, обратив особое внимание на описание состояния дороги и повреждений, полученных автомобилем. Иначе вам тут же припишут нарушение ПДД, несоблюдение скоростного режима и т.п.
Закон «О безопасности дорожного движения» гласит, что ответственность государства выше, чем ответственность гражданина. Это значит, что суд, прежде всего, должен рассматривать вину дорожных служб, а уже потом водителя. И первичной является вина дорожников, не справившихся, например, с гололедом, а не водителя, который якобы не учел дорожных условий.Необходимо разобраться и с тем, кому предъявлять претензии по поводу ненадлежащего качества дороги. Узнать конкретную организацию, которая должна следить за состоянием дорожного полотна на участке ДТП, можно в ГИБДД. Не стоит, однако ожидать, что вам пойдут на встречу и оформление пройдет без проблем.
Если сотрудники ГИБДД не выдают справки о ДТП, не говорят, какая организация несет ответственность за эксплуатацию участка дороги, а то и скрывают их координаты, необходимо обращаться в прокуратуру. Прокурор обязан в течение 20 суток истребовать все необходимые материалы по делу и принять решение о виновности дорожников, сообщить вам их юридический и физический адрес, а если последствия ДТП носят уголовный характер (нанесен материальный ущерб от 500 МРОТ и выше или имеются пострадавшие), прокурор обязан направить дело в суд.
Затем необходимо оценить «тяжесть» полученных автомобилем повреждений. В настоящее время с этим проблем нет – организаций занимающихся оценкой и различного рода экспертизами автотранспортных средств множество. На осмотр поврежденного автомобиля нелишне будет пригласить представителей той организации, что обслуживает дорогу, дабы лишить их возможности ссылаться на осмотр автомобиля в их отсутствие. После получения отчета об оценке и установления точной суммы ущерба следует составить письменную претензию в дорожную организацию. Вероятнее всего дорожники откажутся возмещать ущерб, так что нужно сразу рассчитывать на обращение в суд. Но что делать автовладельцу в случае если например сотрудники ГИБДД отказываются оформлять ДТП, либо страховая компания не выплачивает возмещение.
Грамотным решением будет обращение в юридическую фирму, которая со знанием дела займется досудебным урегулированием спора, а также, если придется, станет представителем в суде. При этом все расходы, связанные с проведением экспертизы, судебным разбирательством, а также оплату юридических услуг можно взыскать с ответчика.
Судебной практике известны дела, разрешившиеся в пользу автовладельцев, например:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2008 года
г. Москва
Коптевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего
судьи ***
при секретаре ***
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *** к Государственному учреждению г. Москвы «Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа» и Государственному унитарному предприятию г. Москвы Управления дорожного хозяйства и благоустройства «Фрунзенское» о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП,
УСТАНОВИЛ:
*** обратился в суд с исковым заявлением к ГУП ГДЕЗ САО г. Москвы о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП, мотивируя иск тем, что 11.10.2007 г. его автомобиль по ул. Зорге в районе д. 21 попал в яму и получил механические повреждения. В результате неправомерного бездействия ответчика, ответственного за состояние дороги, его автомобилю причинены механические повреждения. Согласно отчету об оценке стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 76 052 руб. 44 коп. Просит взыскать с ответчика в возмещение материального ущерба указанную сумму и расходы по диагностике автомобиля, оплаты услуг оценщика и уплате госпошлины, другие судебные расходы, а также расходы на услуги представителя в сумме 35 000 рублей. Определением суда от 15.04.2008 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУП УДХ и Б «Фрунзенское ».
В судебном заседании стороны заключили мировое соглашение на следующих условиях:
1. Ответчик ГУП УДХ и Б «Фрунзенское» выплачивает истцу *** денежные средства в сумме 110 000 (сто десять тысяч) рублей в счет возмещения ущерба в течение 30 календарных дней с момента заключения мирового соглашения. Оплата производится безналичным путем на банковский счет ***: счет № ***.
2. На данных условиях *** отказывается от исковых требований к ответчикам в полном объеме.
Условия мирового соглашения приобщены к протоколу судебного заседания, подписаны сторонами, а также сторонам разъяснены последствия утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.
Учитывая, что мировое соглашение, заключенное сторонами, не противоречит закону, выполнение ими условий мирового соглашения не нарушает интересов иных лиц, руководствуясь ст.ст.173, п.4 ст.220 221 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Утвердить мировое соглашение, заключенное между представителем истца ***, с одной стороны и представителями ответчиков Государственного учреждения г. Москвы «Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа» *** и Государственного унитарного предприятия г. Москвы Управления дорожного хозяйства и благоустройства «Фрунзенское» ***, с другой стороны, по гражданскому делу по иску *** к Государственному учреждению г. Москвы «Служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа» и Государственному унитарному предприятию г. Москвы Управления дорожного хозяйства и благоустройства «Фрунзенское» о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП, на следующих условиях:
1. Ответчик ГУП УДХ и Б «Фрунзенское» выплачивает истцу *** денежные средства в сумме 110 000 (сто десять тысяч) рублей в счет возмещения ущерба в течение 30 календарных дней с момента заключения мирового соглашения. Оплата производится безналичным путем на банковский счет ***: счет № ***.
2. На данных условиях *** отказывается от исковых требований к ответчикам в полном объеме.
Производство по данному делу прекратить
|