Грамотный руководитель понимает, что компьютерный парк – та платформа, на которой держится работа всего офиса или предприятия. Сисадмин же – Атлант, держащий эту платформу и все, что на ней находится, на своих могучих плечах. Программы для сисадминов помогают им ориентироваться в лабиринтах компьютеров, принтеров, серверов и другого сетевого оборудования, поскольку если системный администратор допустит малейшую оплошность, не отреагирует вовремя на неполадки в сети – вся система рухнет.
В связи с быстрым ростом технологий, а также неиссякаемым воображением хакеров, каждый день придумывающих новые вирусы и способы атак на локальные сети предприятий и организаций, системному администратору становится все сложнее противостоять всем возникающим проблемам в одиночку. Особенно это касается корпоративных сетей с разветвленной инфраструктурой и большим числом пользователей.
К счастью, тот же рост технологий работает и на руку администратору. Как зарубежный, так и отечественный IT рынок сегодня может предложить большое число решений для большинства проблем, с которыми системный администратор сталкивается ежедневно. Я говорю о специализированных программах для сисадминов. Здесь сразу хочу сказать, что программы для сисадминов это не роскошь.
Время не стоит на месте и почти каждый день появляются все новые и новые средства автоматизации, призванные улучшить нашу работу в различных сферах деятельности и повысить ее эффективность. Сегодня вы не найдете ни одного бухгалтера, который бы составлял квартальный отчет на калькуляторе, или сметчика, рисующего план от руки. Так почему системный администратор в наш век высоких информационных технологий должен следить за состоянием компьютерного парка по старинке? Нужно понимать, что время – деньги, и чем быстрее админ будет реагировать на все происходящее в сети, тем быстрее он сможет решать проблемы и устранять неполадки.
Приведу лишь несколько примеров, как использование нескольких программ для сисадминов могут облегчить ему, сотрудникам и руководству компании жизнь. При этом я буду исходить из типовых задач, которые рядовой системный администратор решает ежедневно.
1. Первая и главная задача системного администратора – устранение неполадок в системе. И не просто устранение, а устранение быстрое и своевременное. Чем меньше затратит админ времени на поиск причины возникшей проблемы, тем лучше. Программы для сисадминов позволяют осуществлять непрерывный мониторинг сети, т.е., по сути, поиск медленных или неустойчивых узлов или систем. Кроме того, сегодня такие программы «умеют» оповещать системного администратора о возникшей неполадке, что позволяет ему вовремя ориентироваться в сложившейся ситуации.
2. Еще одна важнейшая задача сисадмина – информационная безопасность компании. Пропустил опасный вирус – запорол рабочий день. Это в лучшем случае. В худшем – поплатился утечкой секретной информации или потерей важнейших данных. Ежедневное появление все нового вредоносного ПО и новых уязвимостей заставляет системного администратора быть всегда начеку. Ему необходимо знать, какими средствами чаще всего пользуются злоумышленники для подключения к сети и компьютерам пользователей. Программы для сисадминов позволяют максимально быстро узнавать о несанкционированных подключениях к сети предприятия. В их арсенале находится целый набор проверок и мониторингов наиболее уязвимых и «любимых» хакерами узлов, например DNS и HTTP серверов, TCP портов устройств, MAC-адресов и т.д.
3. Системный администратор отвечает и за установку и наладку аппаратного обеспечения компьютерного парка. А в некоторых компаниях он же несет ответственность и за сохранность установленного «железа». Компьютеров в компании может быть много, сисадмин, как правило, один. Какие только способы еще несколько лет назад не изобретались, чтобы в компании ничего не пропало. И ярлычки наклеивались на мышки, мониторы, системники и т.д., и специальные таблицы в Word и Excel составлялись практически вручную(!). Сегодня программы для сисадминов позволяют полностью автоматизировать процесс инвентаризации компьютерного парка организации и следить за изменениями, если таковые имеют место. Таким образом, администратор всегда в курсе, какое железо и на каких компьютерах стоит, и может быть вовремя оповещен, если «железо» это внезапно исчезло или без его ведома поменялось на другое.
К этому пункту я бы добавил еще одну задачу: непрерывный мониторинг и инвентаризацию программного обеспечения. Нелицензионные или взломанные программы, установленные пользователями, могут серьезно «подмочить» репутацию компании. А поскольку все всегда пытаются свалить вину на системного администратора, ссылаясь на то, что «я не знал, я не умею, я ничего не понимаю в компьютерах, это все он», сисадмину нужно самому обезопасить себя от подобных неприятностей и вовремя пресекать установку какого-либо софта, не имеющего соответствующей лицензии. Сегодня на отечественном IT-рынке много программ для сисадминов, которые позволяют с легкостью справиться с этой задачей. Главное – сделать выбор в пользу «правильной» программы: той, которая сочетала бы в себе и учет железа, и учет ПО, чтобы убить сразу двух зайцев.
Вообще, всех обязанностей системного администратора перечислить в одной статье невозможно. Да и зависят они порой от компании или организации, в которой человек работает. Но факт остается фактом: программы для сисадминов способны пусть не решить всех проблем, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно, но значительно повысить стабильность системы и стать серьезным подспорьем в работе этого незаменимого сотрудника. И это должны понимать не только сами сисадмины, но и руководители организаций, для которых нормальная и правильная работа компьютерного парка их компании имеет критическое значение для репутации и, соответственно, доходов.
|