Все прекрасное, когда-то заканчивается, а если нет, то это уже обыденность, а она не может быть прекрасна. Вот и у нас наступил тот период, когда многие дела уже были позади, и настало время, когда мы могли вернуться в Россию. Но до этого момента было пока более полутора недель, и мы еще находились под впечатлением от Католического рождества и празднования Нового Года. Впечатлений была такая масса, столько, что это не укладывалось в сознание. Встреча Нового года! Нового тысячелетия в Европе! Это ли не подарок для всей семьи? Но я, пожалуй, обойду эту тему, потому что невозможно в одном небольшом рассказе осветить все, что хотелось бы рассказать. Пусть это останется пока темой для другого рассказа, например «Праздники Чехии или национальные особенности старомодной Европы». Но я продолжу свое повествование. Постепенно все нормализовалось, мы немного стали понимать по-чешски и пробовали этим пользоваться. Даже младшая дочь, забегая вперед, скажу, что у нее сейчас замечательный чешский, радовалась оттого, что когда, прогуливаясь всей семьей по Вышеграду, я ее научил, как спросить у чеха, прогуливающегося с тросточкой недалеко от нас, сколько времени, она прыгала от восторга, что сама смогла это сделать.
А он, о чудо, ей действительно ответил, и еще поинтересовался, несомненно, нам в этом стараясь чуть подыграть, откуда она так хорошо знает чешский язык - это был ее первый практический и такой удачный урок.А теперь я, читая различные форумы и отвечая на письма, поражаюсь иногда тому, что люди не понимая смысла слов, иногда откровенно издеваются над чешским произношением, сами того не понимая, что когда-то, когда не было между нашими народами еще такого различия как сейчас, мы все говорили на похожем языке. И хотя Чехия очень маленькое государство, чехи сохранили свой язык, обычаи и свой уклад жизни, а мы свой могучий засунули так глубоко, что.., в общем, все, надеюсь, меня поняли, что я хотел сказать. Принцип чешского языка - логика, это очень логичный язык и производные однокоренного слова обозначают связанные по смыслу слова в отличие от русского, заимствовавшего много слов из языков других народов, чуждых нам не только по произношению, а также и по смыслу. Например чешские слова: летиште, летадло, летенка, летун, то есть аэропорт, самолет, билет на самолет, пилот самолета. У чехов тоже есть слова заимствованные, но их меньше, гораздо меньше, а ведь эта народность в силу своей незначительной численности, почти всегда была готова перед завоевателем склонить голову. Но от части благодаря этому и отчасти тому, что чехи, в общем, то неплохие политики, по крайней мере, когда-то ими были, они сохранили и свой язык и то, что мы сейчас все видим приезжая в Прагу. Мне могут возразить, что нет, это мы, русские, помогли и сберегли все это во время второй мировой. Да, русские, но не мы, а власовцы, которые единственные откликнулись в мае 1945 года на призыв чешского комитета, взывающего о помощи, сейчас уже повсеместно это известно, как бы это не замалчивалось коммунистическими правительствами в прошлом. Но это уже история и пусть об этом спорят историки, а нам, в эти последние дни пребывания в Праге, еще нужно было осмотреть огромное количество исторических мест и культурных ценностей, а времени оставалось очень и очень мало. Я уже не помню, как мы очутились на Карловом мосту и не помню то первое впечатление от увиденного великолепия, наверное, это из-за того, что ни первое впечатление, ни последнее, (хм... а почему последнее?) между собой почти не отличаются. Одинаково восхищенное состояние меня не покидает и теперь, хотя на этом величественном мосту я был уже много раз и с различными целями. Об этом старинном мосту и его почетном месте в пражской истории, все доподлинно известно, его длина, ширина количество опор, статуй, год постройки. Я здесь не об этом хотел написать, Вы, уважаемый читатель, найдете возможность все эти данные узнать. Я о том, что когда-то, это был единственный мост, соединяющий берега спокойной реки Влтавы, примерно раз в пятьдесят лет стремящейся показать свой скрытый, крутой нрав полноводной реки. Для каждого поколения этот нрав, всегда был чем-то новым и чехи, любящие свою реку Влтаву, в страхе бегут от нее во время наводнения, спасая то, что имеют и еще могут спасти. Всегда, когда я бываю на этом мосту, когда вглядываюсь в лица проходящих здесь людей, я вижу, что для всех этот подарок, дошедший до нас из глубины времен, как нельзя лучше соответствует тому настроению, с которым все оказываются здесь. И это несмотря на то, что приехали сюда эти люди из различных стран, говорят на различных языках, каждый не равен другому и по положению в обществе и по вероисповеданию, ведь скульптурные композиции на этом мосту католические, что же притягивает всех в это место? Простое на первый взгляд, сооружение, собственно это мост, соединяющий два берега реки, левый, откуда началось застройка Праги и правый, где застройка продолжалась на протяжении веков. Но каждый раз, бывая здесь в утренние часы, когда еще нет шума разноязычной толпы и молчаливые монументы, как бы смотрят именно на тебя, задавая своим молчанием прямой вопрос "А что делаешь здесь ты, чужестранец, что нужно тебе здесь, в стране бывшего королевского могущества, рыцарей и алхимиков?" А может, этот вопрос задан не мне, может, он прозвучал совершенно не так, как мне показалось в тот момент или это только легкий ветерок, катящий по булыжной мостовой оставленную, каким-то неряшливым туристом пустую, жестяную баночку Пепси, с помощью которой и создалось что-то подобное ворчливому голосу вечности. Может этот мост притягивает всех тем что, находясь на нем, каждый, задумывается о судьбе ушедших поколений, до него проходящих этим путем. И звук тех поколений долетает до них в игре бродячего музыканта, виртуозно играющего на смешном аппарате, на первый взгляд состоящего всего лишь из бокалов наполненных водой с разными уровнями. Все туристы не отрывая глаз, заворожено смотрят на этого удивительного человека. Его длинные, с проседью волосы и большой с залысинами высокий лоб, выдают в нем незаурядного, умного человека и интересного собеседника говорящего на нескольких языках. Ему приходится постоянно смачивать себе сохнущие и замерзающие холодном ветру пальцы теплой водой, для того чтобы согреть и для более совершенного звука. Периодически раздается щелканье затворов фотокамер туристов, старающихся заснять для своих альбомов этого веселого человека, смешно позирующего рядом с серебристым ведерком для не очень щедрых пожертвований и с резиновой грушей в руке, которую он использует для наполнения водой своего инструмента. А может это впечатление создается от того парня скрипача, во фраке, великолепно играющего на скрипке в сопровождении оркестра, записанного на кассету и воспроизведенного на старом магнитофоне, он здесь всегда, каждую пятницу и субботу вечером дает представление благодарным слушателям. Какое величие и грациозность, с которой он играет вечную музыку, великих композиторов! Он в этот момент, как проводник, между нашим и тем временем, которое мы сегодня и зовем вечностью и в которое мы пытаемся заглянуть с помощью бескорыстных спутников туристических мест. Кажется даже если им ничего и не будет положено в футляр от скрипки и серебристое ведерко, они все равно будут ходить на мост, что бы быть гидами для всех, кто хочет встретиться здесь, на Карловом мосту с прошлым Чехии. Ведь ушли поколения, которые точно так же как и мы сегодня, просто были свидетелями того времени и современниками вершителей судеб нынешнего поколения. Они так же как и мы вглядывались в молчаливые статуи и вслушивались к шуму реки и возможно слышали то, что нам их потомкам уже не дано услышать и уж тем более увидеть. Нам же остается только одна возможность почувствовать себя сопричастным столетиям - коснуться статуи Яна Непомуцкого и загадать желание "Хочу еще раз пройти по Карловому мосту", мосту не просто соединяющему два берега, а мосту, соединяющему поколения и время. Время, в котором мы, как малые его песчинки, стоим на середине этого моста и вглядываемся в будущее, держа ладонь на изображении верного своему слову при жизни и помогающему нам после нее, изображении Яна Непомуцкого.
|