После того, как в 1686 г. из Буды были выбиты турки нормальная жизнь на обоих берегах Дуная потихоньку возвращалась на круги своя. Пешт, который был сожжён и совершенно заброшен, начал заново отстраиваться. В то время в Европе уже господствовала архитектура барокко. Естественно, что не только церкви, но и особняки богатых, знатных горожан, как в Буде так и в Пеште строились в этом новом стиле. И если, по прошествии веков, в Буде в значительном количестве сохранились различные постройки той поры, то в Пеште остался лишь один-единственный памятник светского здания в стиле барокко – это бывший дворец Петерффи, в котором вот уже более 170 лет функционирует ресторан „Százéves” („Столетний”). Расположено это здание в самом центре Пешта, недалеко от Дуная, на пересечении улиц Галамб и Пешти Барнабаш, рядом с пешеходной улицей Ваци. История возникновения этого особняка связана с одним из низменных человеческих чувств – чувством зависти.
В составе войск принца Евгения Савойского, освобождавшего Буду от турок, находился торговец по имени Мор Бриан, который после победной битвы, в момент, когда не скупились на раздачу различного рода ценностей, получил самый лучший участок земли на пештском берегу Дуная. Однако судьба распорядилась так, что вскоре он вынужден был продать землю своему бывшему однополчанину Якобу Промбергеру, служившему в армии парикмахером, а после освобождения ставшим судьёй Пешта.Этот выбившийся в люди цирюльник, прославился в городе ещё и тем, что пристрастил пештских граждан к пиву, на чём и разбогател. Забросив судейскую практику и окончательно переключившись на варение пива, Промбергер до конца своих дней изготавливал этот святой для каждого мужчины напиток в своих пивоварнях, которые располагались в районе улицы Ваци о чем свидетельствует памятная доска на стене „Столетнего” ресторана и название одной из улиц – Шёрхаз утца. В последующие десятилетия участок земли о котором идёт речь неоднократно менял владельцев, пока не попал в руки барона Яноша Петерффи, который постоянно соперничал своим богатством с графом Анталом Грашшалковичем. Грашшалкович к тому времени выстроил на углу сегодняшних Кошшут Лайош и Варошхаз улиц самый красивый дворец того времени. Семейство Петерффи, естественно, решило, что необходимо переплюнуть графа и возвести нечто более грандиозное. Для этой цели был приглашён, переселившийся из Зальцбурга в Пешт, лучший архитектор Австрии Андраш Майерхоффер. Задача ему была поставлена коротко и ясно: „Неважно сколько будет стоить, лишь бы красивее, чем у Грашшалковичей!“. Денег у барона было предостаточно, т.к. после женитьбы на баронессе Неффцер вместе с женой пришло и немалое приданое, добытое папашей супруги в войнах, проводимых императрицей Марией Терезией, где будущий тесть был на выгодной должности главного реквизитора. Каково же было удивление Петерффи, когда Майерхоффер предоставил ему чертёж двухэтажного дворца, в то время как у Грашшалковичей дворец был трёхэтажным! Архитектор оправдался тем, что двухэтажный дворец более соременен и к данному участку более подходит. Доводы оказались убедительными и через год, в 1756 г. великолепный дворец уже красовался над Дунаем. Все сливки общества посещали роскошные балы, устраиваемые здесь бароном. Однажды сама Мария Терезия наблюдала из окон дворца за оживлённой суетой, царившей на Рыночной площади, расположенной вблизи здания. В 1831 г. дворец попал в руки Йожефа Хесслингера, владельца различных ресторанов. Новый владелец остался верен себе и во дворце, на первом этаже, начал работать ресторан под названием „Грязный Йожеф”. Ресторан не был слишком элегантным, но пришёлся по душе многим известным венграм. Бывал в нём и поэт Шандор Петёфи, который с аппетитом черпал из тарелки знаменитый „пивной суп.” В этом ресторане собирались революционеры, готовящиеся восстать против Габсбургов, здесь во время штурма королевской крепости располагался штаб резерва армии повстанцев, а после поражения восстания на чердаке долгое время хранились плакаты 1848 г., призывающие к свержению самодержавия.
Затем дворец перешёл в руки Ференца Кришта, который оставил ресторан, изменив лишь его название на „Белый корабль”. В 1899 г. Кришт передал ресторан сыну, которого звали также как и отца Ференцем. Семейство неустанно трудилось, делая всё своими руками, заведение продолжало процветать. До сих пор в меню ресторана остались с тех времён такие блюда, как „Фазан с хрустящей кожицей”, „Хребёт зайца по королевски” или „Сегедская вырезка на гвоздях с тапочками из картофеля”. В 1937 г. городские власти вдруг задумали на месте барочного дворца построить доходный дом. Лишь вмешательство пештских знаменитостей воспрепятствовало этому варварству. После второй мировой войны, когда ресторан был национализирован он получил сегодняшнее название. Внутреннее убранство ресторана, хоть и претерпело значительную модернизацию, однако старинный вход, с характерным почерку Майерхоффера балконом над ним, потолочные своды, кованная утварь и цветные витражи, белый камин и звенящие мелодии музыкального ящика, старинные гравюры на стенах уводят его посетителей вглубь далёкой старины. Интересно отметить, что в послевоенные годы, когда во всём чувствовался недостаток, предприимчивый хозяин ресторана приспособил для стойки бара дубовые доски неиспользуемого алтаря греческой правосланой церкви, находящейся неподалёку на площади Петёфи. На стене дома, снаружи и внутри, установлены мемориальные доски, указывающие уровень воды в 2м 40см от уровня тротуара, напоминание о разрушительном наводнении 1838 г. На тимпане дворца сохранилась геральдическая редкость: объединённый герб семейств Петерффи и Нефцер.
Проходя мимо здания невозможно не остановиться на секунду, чтобы полюбоваться этим „кусочком забытого времени”. Расположенная на три ступеньки ниже уровня тротуара, эта жемчужина барочной архитектуры ласкает наш взгляд своими очертаниями из глубины 18 столетия, а зажигательная мелодия венгерского чардаша, исполняемая скрипачём-виртуозом, предвещает прекрасно проведённый вечер в «Столетнем» ресторане.
|