В начале ХХ в. бурное развите промышленности в Будапеште потребовало очередной переправы через Дунай. Ещё в 1908 г. был принят закон о строительстве нового моста между Обудой и пештским районом Андьялфёльд. Однако Первая Мировая война не позволила осуществить этот проект. В 1920-х годах интересы города предопределили сначала строительство в южной части Будапешта моста Франца Иосифа и только в 1930 г. был объявлен конкурс на сооружение моста Арпад в северной оконечности города. Конкурс оказался весьма плодотворным, о чём свидетельствуют сразу два первых приза, присуждённые его участникам.
Однако строительство моста нельзя было начать сразу, т.к. в этом месте Дунай разветвляется на четыре русла и определение оси моста вызвало из-за этого дополнительные трудности. Достаточно сказать, что даже северную оконечность острова Маргит пришлось удлинить на 130 м, чтобы мост увидел свет. Строительство моста началось в 1939 г. и излишне говорить, что ни один из проектов, проведённого в своё время конкурса, так и не был воплощён.Это уже стало «традицией» и не только при сооружении мостов. Новую конструкцию разработал Карой Сечи, который и руководил строительством. Однако вновь вмешалась война. В 1943 г. строительство было прекращено. К этому времени удалось построить лишь половину моста. К счастью, гитлеровцы не взорвали постройку и после войны город продолжил строительство недостающей половины. 7 ноября 1950 г. новый мост, названный в честь отца всех народов, был открыт. Ширина его составляла 13 м, вместо запланированной ранее 27,6 м, длина 562 м. Посередине моста были проложены трамвайные рельсы, по обоим сторонам которых по одной полосе для автомобильного транспорта и узкого тротуара шириной в 1 м. Через 20 лет стало абсолютно ясно, что мост не справляется со своими функциями и в шестом пятилетнем плане его перестройка получила приоритет. Решено было расширить мост путём пристройки к нему с обеих сторон по одному дополнительному мосту шириной по 11 м. Опоры моста, к счастью, были довольно широкими и потребовали лишь минимальной реконструкции. Таким образом, мост Арпад, получивший своё прежнее название в 1958 г., смотрящийся для не посвещённого единым целым, на самом деле состоит из трёх мостов, причём не соприкасающихся друг с другом, но имеющим общее покрытие проезжей части. Ширина его стала 35,3 м. Длина почти 1 км. По середине моста по-прежнему бежит трамвай, а справа и слева по три ряда для автомобилей. Тротуар тоже стал просторнее в три раза, но исчезли дорожки для велосипедистов. И хотя это самый широкий мост города, в часы пик он также забит транспортом, как и другие его переправы.
Любопытно отметить, что во время послевоенного строительства моста, на острове Маргит не восстановили, разрушенную войной купальню Сент Маргит. Зато при строительстве опоры на пештском берегу забил термальный источник, питающий сейчас открытую купальню «Догай», выстроенную в 1948 г. Ну а в Обуде, под эстакадой, сходящей с моста, был обнаружен значительных размеров римский термальный комплекс – «thermae maiores», в котором залечивали свои раны римские легионеры. Руины этих терм можно посмотреть, спустившись по подземному переходу.
Последний автомобильно-пешеходный мост через Дунай, называемый Ладьманьоши, был построен в начале в 1992 г. рядом с южным железнодорожным мостом. Это самый лёгкий мост города, сконструированный инженером Тибором Шиграи. Любопытно его освещение. С высоких опор, с помощью системы зеркал, мост равномерно освещается светом, исключающим блики. Рядом с мостом, на пештской стороне Дуная в 2002 г. было построено оригинальное здание Национального театра, по форме напоминающего корабль. Позже за ним выстроили бесформенную коробку самого современного в мире концертного зала. Аккустика этого зала может меняться в зависимости от его наполнения или произведения, исполняемого со сцены. По вечерам оба здания оригинально освещены, причём цвет подсветки каждый вечер разный. Горизонтальной неоновой лентой света, натянутой над Дунаем, обозначен и мост Ладьманоши.
На этом заканчивается серия рассказов о Будапештских мостах. История их создания в разной степени любопытна, бесспорно одно: все они гармонично вписываются в панораму Дунайской набережной, занесённой ЮНЕСКО в список Всемирного достояния человечества.
|