В начале ХХ века, в связи с интенсивным развитием Будапешта, встала необходимость строительства очередного моста через Дунай. Руководство столицы местом для него предложило южную оконечность города. Однако парламент решил построить мост в Обуде и в 1908 г. был принят соответствующий закон. После принятия закона начали формироваться различные комиссии, которые должны были определить точное место моста, объявить конкурс на его конструкцию и пр. Дело однако двигалось медленно и до начала Первой Мировой войны так и не продвинулось вперёд. Четыре кровопролитных года войны поставили перед страной другие задачи: выжить, сохранить единство Австро-Венгрии.
Однако все мы знаем, что поражение в войне привело к краху огромной империи, которая распалась на отдельные государства. О мосте никто не вспоминал, тем более, что 21 марта 1919 г. в Венгрии победила пролетарская революция и страна, ломая старый, начала строить свой новый мир. Впрочем, его строительство, как Вы догадываетесь, тоже начато было не с моста. Это продолжалось 133 дня, пока войска, руководимые адмиралом Хорти не подавили Венгерскую Советскую Республику, а сам адмирал, на белом коне, не въехал в Будапешт, чтобы в мае 1920 г. стать правителем Венгрии. Экономическое положение страны было далеко от идеального, кроме того 26 июля 1921 г., по условиям Трианонского мира, от страны осталась всего одна треть.
Прошло ещё почти тридцать лет, прежде чем строительство очередного моста вновь встало на повестку дня. В 1930 г. был объявлен конкурс, местом для строительства моста была всё-таки выбрана южная часть города. На конкурс поступило 17 проектов, но, как это уже было и раньше, переправа была построена по проектам инженера, который в этом конкурсе не принимал участие. В 1933 г. Пал Алдьяи-Хуберт возглавил строительство, спроектированного им, моста. Четыре года продолжались работы за которыми следил весь город не только непосредственно, но и с помощью средств массовой информации. Например, строительство опор комментировал из кессонной камеры радиорепортёр, спустившийся вместе с рабочими на дно Дуная. Новый мост получил имя Миклоша Хорти. Адмирал сам присутствовал на его торжественном открыти, тем более, что на будайской стороне в тоже время был открыт памятник военно-морскому флоту Австро-Венгрии, которым, в последние годы существования Империи,он сам и командовал.
В январе 1945 г. гитлеровцы взорвали и этот мост. Уже в апреле, на руинах моста, советские сапёры построили временный, который обеспечивал связь между двумя частями города, а 25 ноября 1952 г. мост был полностью восстановлен и переименован в честь самого великого поэта Венгрии Шандора Петёфи, жившего в первой половине 19 столетия и погибшего в борьбе за независимость Венгрии против Габсбургского абсолютизма.
После перестройки, трёхпролётный, длиной 378 м мост, стал значительно легче, его ширину увеличили до 25,6 м. И хотя по своему изяществу он гораздо скромнее ранее построенных мостов, основная его функция столь же важна для города, тем более, что по нему пробегает главная кольцевая улица Будапешта, т.н. Большое кольцо.
|