Брендинг, если рассматривать это понятие в широком смысле, как создание символов или «ментальных конструктов», позволяющих идентифицировать товары и услуги одного продавца и отделять их от товаров и услуг, предлагаемых конкурентами, появился очень давно. Еще древние римляне пользовались клеймами, обозначавшими не только принадлежность, но и отсылавшими потребителя к мастерской или латифундии, откуда происходит приобретенная им вещь. Предметы с клеймами одних мастерских находят во всех концах античной империи, другие работали только на местные рынки, причем товары некоторых производителей пользовались успехом, который невозможно объяснить только сочетанием цены и качества. Тем не менее, правильнее будет сказать, что брендинг – дитя индустриализации, когда количество фирм, предлагавших схожую продукцию, возросло до такой степени, что стало необходимо как-то их различать. Пионерами в этом отношении выступили США в конце XIX – начале XX века. Первые полноценные бренды – Coca-Cola или Campbell’s Soup – до сих пор являются примерами поразительного успеха. Брендинг, как в целом, так и в частных дисциплинах, решающих вопросы как назвать фирму или ее продукт, или какой корпоративный стиль больше подходит той или иной компании, является сложной системой. Это изначально – не дело одиночек, и даже гениальные пионеры в этой области работали в команде, создав в середине XX столетия структуру, известную как брендинговое агентство. Брендинговое агентство по определению многофункционально, так как и мир рынка сложен, а бренд должен воздействовать на живых людей, их органы чувств, сознательное и подсознательное восприятие. Можно назвать это настоящим искусством, недаром Campbell’s Soup неразрывно связан с Энди Уорхолом, а нейминг – дело профессиональных филологов. Как и произведения искусства, чья стоимость на аукционах неизменно потрясает воображение, хороший бренд – дело дорогое.
Достаточно заглянуть в ежегодный рейтинг Global Top 100, чтобы убедиться в этом – стоимость успешного «ментального конструкта» сравнима с ценой гениального полотна или изваяния.
|