Каждый, кто работает с компьютерными и веб-интерфейсами, сталкивается с большим количеством стилизованных объектов - иконки, пиктограммы, символы. Некоторые из них являют собой маленькие, но узнаваемые логотипы известных компьютерных или софт-фирм, некоторые указывают на некоторое действие, которое можно произвести, кликнув на этот объект, некоторые являются просто стилизованными графическими обозначениями процессов и состояний.
В реальной жизни мы в той же мере сталкиваемся с графической символикой - мы можем вспомнить дорожные знаки для автомобилистов, указатели направления движения, пиктограммы, используемые в метро и общественном транспорте и многое другое. Выразить в картинке некоторую информацию - достаточно сложно, и сегодня мы поговорим об одном из дизайнеров, который в прошлом (XX-м) веке попытался построить систему универсальной знаковой коммуникации.
Один из основателей массового дизайна, признанный глава американской школы художественного конструирования Генри Дрейфус раньше других осознанно выдвинул к технике требование "человечности". Утверждая свое творческое кредо "человек прежде всего", он настойчиво внедрял в общественное сознание мысль о первичности фактора человеческого присутствия в любом изделии, добившись тем самым обязательного посредничества художника-конструктора между производителем и потребителем.
Профессор Калифорнийского технологического института, Дрейфус в наиболее важной своей работе "Антропометрия. Человеческий фактор в проектировании" установил некие оптимумы взаимодействия любого человека с любым предметом или с организуемой средой. Это было одно из первых обширных исследований, имевшее целью установление соответствия геометрических параметров разнообразных рабочих поз минимальным расходам мышечной энергии на их поддержание. "Работая над каким-либо изделием, - говорил он, - мы имеем ввиду, что на нем будут ездить, его будут разглядывать, включать его, управлять им - каждый человек в отдельности или все вместе.
Если контакт человека с изделием переходит в конфликт, значит дизайнер потерпел неудачу. Если людям обеспечена безопасность и комфортабельность, если контакт с изделием вызывает у них желание приобрести его, повышает эффективность их труда, или просто делает их счастливыми, значит работа дизайнера была успешной". ["Industrial design, 1961, №10, р.73"]
Бывший президент Американского общества дизайнеров, Дрейфус ответственно ставил перед собой самые широкие и универсальные задачи: "Я планирую оставить детали конструирования другим, а сам займусь критикой дизайна, как велит мне совесть. Однако я предполагаю, что "Словарь Символов" займет половину моего времени." Первоначально предпринятая для символической записи операторской информации на сельскохозяйственных машинах "Джона Диира", эта работа по своим масштабам привлечения материала и принципам его классификации вышла далеко за рамки узкоотраслевого значения и может послужить основой для разработки универсальной системы графических обозначений.
Дизайнер-практик, Дрейфус стремился уменьшить утомление человека в каждом контакте его с изделием. Во внешнем виде произведений дизайнера выражена их вещная сущность, установлена их связь с окружающей природой и предметной средой, выявлен характер производимой ими работы. Наконец, они обладают своей собственной, присущей только им красотой.
Непрофессионалу почти невозможно подобрать какие-либо общие или хотя бы групповые признаки для многочисленных изделий, созданных Дрейфусом за сорок лет: манера и стиль в смысле зрительной устойчивости отсутствуют. И тем не менее, всему многообразию изделий, различных между собой по назначению и непохожих на подобные себе по исполнению, присуща однозначность дизайнерского подхода. Лишенные формальных признаков стиля, они наделены свойствами адаптации собственной формы к окружающему их миру и, в первую очередь, к человеку.
Известный американский дизайнер Джорж Нельсон коворил о работах Дрейфуса: "Генри никогда не делал ничего "из ряда вон выходящего", он вообще не видел в этом никакого смысла, он старался проектировать вещи такими, чтобы они были удобны - для людей, промышленности, и для других вещей. Сколько из вещей выскочек не смотрится уже на следующий день, а вещи Генри по-прежнему убедительны и все больше "вырастают" из многих и многих вещей, окружающих нас дома и на работе".
"С чего мы начинаем проектирование? - задает вопрос Дрейфус в своей книге "Проектирование для человека" ["Designing for people", New York, 1966] и отвечает: - С человека, который будет пользоваться нашей вещью - мужчины, женщины, подростка. Мы впитываем все сведения о нем из всех областей знания: его анатомические данные, границы способности видеть, слышать, чувствовать в процессе различных видов деятельности и разных условиях окружающей обстановки, пределы накрузок, умственных и физических. На основе этих сведений ми выявляем оптимальные антропометрические параметры и конструируем модель типичного потребителя будущей вещи и она становится "человеческой" мерой, определяющей ее характер". Вильям Хевит говорил о дизайне Дрейфуса так: "...Его творческая концепция ставила человека вперед, машина для Генри была прежде всего рабочим инструментом, дело которого - служить человеку в отведенной ей области" - подчеркивал эстетическое совершенство конечного результата его работы - "его интуицию вещи можно приблизительно определить как "изысканный вкус". Он видел идеальное в хорошей форме. ...У него было профессиональное чувство красоты экономичной формы".
Последней крупной работой Дрейфуса, так и оставшейся незавершенной, была попытка построить ту самую систему универсальной знаковой коммуникации. В своей книге "Введение в систематизацию графической символики" Дрейфус изложил результаты почти тридцатилетней работы по собиранию и классификации изобразительных знаков, информационно - инструктивного характера, употребляемых в различных областях общественной жизни во всех странах мира. Суть систематизации заключается в выявлении из собранных им знаков универсальных по своему начертательно-содержательному характеру обозначений, типа быстро-медленно, мужчина-женщина, большой-маленький, которые должны стать основой для графической разработки знаковых форм (он и назвал эту группу основополагающей.
Достаточно сложно развить в себе образное мышление, но никуда не денешься - продукт работы дизайнера, его основной вид деятельности - это работа с образами. Можно сказать, что работа веб-дизайнера заключается в том, чтобы упаковать большие объемы информации и привести их к виду, удобному для восприятия, для принятия решения, а для этого требуется высокая визуальная культура, умение работать с образами, умение трансформировать то, что мы видим, раждать новые образы.
Человек может видеть мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может (или должен) быть. Такую способность психологи называют "визуальным мышлением". Когда Адамарс спросил Энштейна, каким средствам мыслительной деятельности он отдает предпочтение: образам, словам или символам? - Энштейн сказал, что никогда не придавал большого значения словам или символам, он думал в зрительных образах или даже в мышечных ощущениях :):). И после того, как в этих образах он получал решение, перед ним стояла уже более легкая задача - перевести найденное решение в слова или символы. Так что... учитесь мыслить образами, господа дизайнеры!
|