Не так давно индустриальные обозреватели преподносили электронные торговые площадки как наилучшее средство Интернет эпохи для снижения расходов и повышения продуктивности компаний. Возвышенные в ранге излишним интересом инвесторов, желающих получить сверхприбыли в биржевом буме дот.комовских компаний в конце 90-х, электронные площадки появлялись как грибы после дождя. С кризисом рынка акций, сокращение и упадок электронных площадок не заставил себя долго ждать. Когда в 2001году многие крупные торговые площадки стали терять обороты и начали показывать признаки неудовлетворительного роста, стало понятно, что что-то обстоит не так с электронными площадками B2B. Оптимисты утверждают, что ничего страшного с B2B площадками не происходит, просто, как любые новые технологии, они проходят через определенные, вполне нормальные стадии эволюции. Другие заявляют, что бизнес процессы слишком сложны, чтобы их полностью автоматизировать, так как они в значительной степени основаны на факторах человеческого поведения и методах ведения бизнеса, и что эти сложности не дадут широко распространиться виртуальному управлению цепочками поставок и закупок через площадки B2B. Скорее всего, реальность находится где-то посередине. Нет никаких сомнений, что любой бизнес, независимо от его размеров, способен получить выгоду от эффективного использования В2В площадки. А если говорить об электронной коммерции В2В в целом, многие согласятся, что в конечном итоге, так или иначе, компаниям придется перенести значительную часть своих бизнес процессов в онлайновый режим. Единственное «но» - это то, что общее принятие данного факта займет больше времени, чем первоначально ожидалось. Медленное внедрение В2В технологий в повседневный бизнес является последствием некоторых непредвиденных обстоятельств, таких как: 1. Инвестиции в сектор В2В стали ослабевать к концу 2001 года, так как иллюзорные ожидания многих инвесторов, сделать сверхприбыли, не материализовались. Как результат, многие площадки были вынуждены закрыться, а оставшиеся работать из-за недостаточного финансирования не смогли развиваться и трансформировать технологические процессы, что было им совершенно необходимо. 2. На заре бума, многие площадки были построены на скорую руку, чтобы как можно быстрее использовать растущий потенциал рынка акций.
Для таких площадок предоставление качественных услуг пользователям не являлось приоритетом. К тому моменту, когда владельцам этих площадок стало понятно, что пользователи желают получить нечто большее, чем просто возможность увидеть каталог товаров в Интернете и произвести их сравнительный анализ, было уже поздно что-то менять.3. Вопреки ожиданиям, покупатели не стали “валить валом” на площадки. Как выяснилось, для внедрения сложных процессов ведения бизнеса в Интернет, многим покупателям необходимы дополнительные льготы. В большинстве случаев, для этого перехода покупатели готовы обучить персонал, нанять профессионалов, и сделать необходимые вложения, если они уверены, что многие из привычных им поставщиков уже пользуются определенной торговой площадкой. Но пока этого не произошло, покупатели предпочитают оставаться в стороне от изменения привычного образа ведения бизнеса. 4. Есть ряд причин, по которым поставщики также не переходят на ведение электронного бизнеса через торговые площадки. В основном, их пугает возможность моментального сравнения цен или «растворения» бренда. Сложности интеграции бумажного оборота, перевода каталога продукции в электронный вид являются дополнительной причиной нежелания использования поставщиками торговых площадок. Помимо этого, многие поставщики, имея собственный электронный магазин, по ряду субъективных причин сталкивались с проблемами и вынесли негативное впечатление от использования электронной коммерции в целом. Это настраивает их достаточно скептически к возможности получения преимуществ, которые можно иметь благодаря ведению бизнеса через электронную площадку. 5. Доход многих площадок зависит от процентной комиссии получаемой со сделок, проводимых через площадку. Некоторые пользователи считают, что данный процент снизит их прибыльность, особенно если рынок находится в упадке. Это еще одна причина того, почему многие не желают проводить бизнес через электронные площадки.
Все вышеописанные условия, возможно, имеют место быть, и массовое распространение торговли через электронные площадки может занять еще несколько лет. Однако не стоит думать, что компании могут расслабиться и на время забыть об этом. Ввиду того, что многие отрасли более продвинуты в использовании электронной коммерции, чем другие, предприятия должны постоянно проверять текущее состояние дел в этом вопросе. Если конкуренты уже активно практикуют ведение электронного бизнеса, или нужные поставщики имеют собственные В2В порталы – значит, пришло время серьезно подойти к вопросу перехода на электронный бизнес. Чем быстрее компании прояснят для себя преимущества, которые они могут получить от использования В2В площадок, тем больше у них будет возможностей занять место и утвердиться в электронном бизнесе.
С помощью В2В торговых площадок поставщики могут улучшить товарооборот, снизить затраты, оптимизировать наличие товарных остатков, планировать будущие закупки, произвести динамическое ценообразование и пр. Покупатели не имеют следующие преимущества: снижение закупочных цен, закупки в режиме реального времени, возможность определенного выбора и другие. Исследование показывает, что корпорации, благодаря использованию площадок В2В могут добиться снижения внутренних затрат до 20-40% , себестоимости закупок до 5-15%, стоимости процесса документооборота - в несколько раз, при этом снижая возможность бумажных ошибок с 20% до 1%.
Помимо вышеописанных преимуществ, ранее внедрение в работу через площадки В2В имеет и ряд других положительных факторов: возможность быть впереди конкурентов, не только «набить руку» в работе, но и принимать участие в создании правил для площадок, вместо того, чтобы потом подчиняться правилам, уже созданным другими и пр.
Как же получить все эти преимущества, но при этом избежать серьезных трудностей, которые могут возникнуть при интеграции B2B технологий в собственные бизнес процессы? Независимо от того, является предприятие поставщиком или покупателем, наиболее оптимальным и результативным является создание своего корпоративного В2В портала. Помимо основных компонентов, имеющихся в электронных площадках общего доступа, таких как электронный каталог, торгово-закупочные механизмы, форумы, собственный В2В портал корпорации также дает возможность полноценного управления и автоматизации своих бизнес процессов.
|