Российские города и поселки – большие и маленькие – растут на глазах. Каждый застройщик стремится предложить свою оригинальную идею: коттеджные посёлки в деревенском стиле, имитации дворцов, дома с видом на девственную природу, многоквартирные дома с управляемой компьютером системой жизнеобеспечения.- до чего только не доходит человеческая фантазия и технический прогресс. Себестоимость строительства постоянно растет, при этом объём спроса постепенно снижается. Поэтому начало строительство жилого дома без "изюминки" – это уже игра в русскую рулетку. Продать такое жильё без убытка получится разве что случайно. Каким должен быть дом, чтобы из десятков альтернатив будущий новосел выбрал именно его? Александр Фоменко, президент строительной компании ОАО Геотехника считает, что сейчас интерес покупателей в большей степени вызывают элементы безопасности и экологии. Хотя тенденция, несомненно, будет меняться в сторону увеличения спроса на дизайн и экономичность жилья.
Как вы считаете, какие факторы увеличивают ценность жилья с точки зрения покупателя? На мой взгляд, на сегодняшний день это безопасность и экология. Безопасность - это наличие охраны, ограждения и пропускных систем, систем контроля над жизнеобеспечением, видеонаблюдение, прочность конструкции дома.
Если это коттеджный поселок, то сюда же будет относиться наличие круглосуточного медицинского пункта. Экология подразумевает чистый воздух, чистую воду, отсутствие шумов, вредных испарений. Кстати именно экология чаще всего является решающим фактором спроса на загородные дома.
А как же утепленность, вид из окна, дизайн, комфорт - неужели они не столь значимы? Безусловно, значимы, но для жилья среднего и бизнес-класса в России они пока второстепенны. По нашим расчетам, лишь спустя 7 лет - к 2015 году - начнется “конкурс дизайнов”. В прогнозировании работают простые правила – изучай историю строительного рынка тех стран, которые развивались в похожих условиях, учитывай нашу специфику – и некоторые вещи станут просто очевидными .
Какие ценностные элементы учитывают специалисты Геотехники при проектировании жилья? До сих пор мы занимались лишь строительством загородного жилья через нашу дочернюю компанию АСК «Партика». В Партике использовалась европейская панельно-каркасная технология производства домов. Она позволила добиться низкого уровня теплопотерь и шума при возможности создания эксклюзивного дизайна. Весной этого года мы приступили к реализации первого проекта возведения многоквартирного жилого дома в Санкт-Петербурге. В рамках этого проекта мы планируем создать свою “визитную карточку”, Так сказать, дом, который покажет, каким может быть жилье, построенное Геотехникой. Мы планируем сделать хорошее утепление, поставить атриум во дворе, установить гаражи в цоколе здания, сделать эксплуатируемую кровлю, накрытую прозрачным завесом, большие лоджии, дизайн в стиле хай-тэк, обеспечить транспортную доступность... Список можно продолжать, но ключевой момент заключается в том, что все квартиры в рамках акции “визитная карточка” будут проданы по себестоимости.
Вы как раз коснулись вопроса себестоимости. Согласно теории совершенной конкуренции, прибыль временна, а рыночная цена стремится к совокупности издержек на производство продукта, то есть к себестоимости. Исходя из таких рассуждений, какой же должна быть цена квадратного метра на строительном рынке? На сегодняшний момент, на первичном рынке цена за метр примерно на 20-40% процентов превышает его себестоимость. При этом себестоимость самого строительства редко превышает 15 тыс. рублей за метр. Остальную часть составляют бюрократические затраты на подключение электроэнергии, газо- и водоснабжения, канализации, потери на простоях, кражи материалов. При сохранении всех настоящих тенденций неизменными, цена за метр снизится. Нижний потолок для квартир среднего класса до трех комнат установится на уровне 39 тыс. рублей. Что касается прибыли, то в условиях конкуренции ее получает тот, кто добивается более низкой себестоимости. На сегодняшний день рынок не насыщен, и строительные компании могут работать с достаточно большой маржой. Однако в случае, если ситуация изменится, Геотехника будет готова к рыночным колебаниям в большей степени, чем другие компании.
Откуда у Вас такая уверенность?Моя уверенность основана на понимании продуманности корпоративной культуры и правильности кадровой политики компании. Геотехника создавалась как научно-производственное предприятие для производства средств исследования мирового океана. И по сей день в основе всего, что делает наша компания, лежит научный подход. К примеру, большинство строительных компаний в России оценивают дефекты троса и стрелы крана путем визуального осмотра. Иностранные строительные компании в таких ситуациях берут в аренду специальные дефектоскопы и ультразвуком или анализом магнитного поля определяют дефекты. Наши же специалисты создали собственный дефектоскоп! Благодаря грамотно выстроенной внутренней политике случаи недобросовестного поведения сотрудников, аварий можно пересчитать по пальцам. Кроме того, мы практикуем пожизненный найм специалистов высокой квалификации. Это позволяет сохранять методики строительства внутри компании и делать инвестиции в человеческий капитал действительно приносящими доход.
|