Повсеместное распространение управленческих технологий в области корпоративных финансов, продаж, документооборота, кадров и т.д. (с применением соответствующих программных продуктов) на сегодняшний день практически не затронуло такую жизненно важную функцию предприятий как управление закупками. В лучшем случае работникам отделов снабжения предоставляется исходная информация о состоянии складов из существующих учетных систем типа «1С» или реализуется модуль управления закупами в дорогостоящих ERP-системах, не задумываясь о закупочной логистике. Процедуры же планирования закупок: формирования, согласования, утверждения заявок и контроля стадии их исполнения, алгоритмы конкурсных способов выбора поставщиков, анализа рынка закупаемых товаров, контроля графиков поставок и управление взаимоотношениями с поставщиками в подавляющем большинстве остаются за рамками автоматизации и очень редко реализуются в виде специализированных рабочих мест для снабженцев, которые вынуждены основные этапы своей работы проводить по старинке – в «бумажном виде». Постоянно возрастающий объем информации приводит к невозможности снабженцев быстро анализировать возникающие управленческие ситуации, а руководству контролировать и оценивать работу отдела снабжения. Таким образом, с одной стороны сформировалась насущная потребность у работников отделов снабжения предприятий в специализированных программных инструментах, позволяющих
1. Автоматизировать процедуры сбора, согласования и утверждения заявок от подразделений.
2. Оперативно получать актуальную информацию о рыночных предложениях при выборе поставщиков с использованием инструментов быстрого анализа этой информации и алгоритмов поддержки принятия решения при выборе поставщиков.
3. Эффективно управлять взаимоотношениями с поставщиками.
4. Автоматизировать конкурсные процедуры выбора поставщиков.
5.
Автоматизировать планирование своего рабочего времени. С другой стороны, подписывая договор поставки, руководитель по прежнему задает себе вопросы об оптимальности выбора поставщиков и корректной организации закупок. У руководителей, как правило, не хватает времени для автоматизации предприятия, а также для внедрения отработанных механизмов оперативного контроля и возможности получить объективную информацию о других рыночных предложениях, а так же четких критериев оценки эффективности той или иной сделки. Удовлетворить эти потребности руководителей предприятий и сотрудников отделов снабжения пытаются на сегодняшний день следующими путями: 1. Внедрение модулей или элементов управления закупками в бухгалтерские учетные программы Достоинства: низкая цена и распространенность продукта
Недостатки:
• предоставление только исходной информации для работы – остатки, оплаты, и не предоставляются технологии и инструменты для сбора и согласования заявок и технологии конкурентного выбора поставщиков, а так же актуальной информации о рынке. • ориентация на учетную политику, а не на современные технологии управления закупками • не учтены индивидуальные особенности работы отделов снабжения • отсутствие сервиса по поддержанию актуальной информации о рынке. 2. Внедрение модулей управление закупками в существующие ERP и MRP – системы Достоинства: как правило, учтены индивидуальные особенности предприятия и современные технологии снабжения. Недостатки: • высокая стоимость (от 100 000 долларов), делающая недоступным программный продукт для среднего и малого бизнеса, и пока еще редко встречающаяся возможность применения тендерных (в том числе электронных) закупок • отсутствие сервиса по поддержанию актуальной информации о рынке. 3. Разработка своих корпоративных систем электронных Интернет-закупок Достоинства: внедрение тендерных технологий с учетом индивидуальных особенностей предприятия Недостатки: высокая стоимость разработки, а главное поддержания только для себя информации о рынке в актуальном состоянии, зачастую отсутствие интеграции с существующими ERP и MRP – системами, а также бухгалтерскими и учетными программами. 4. Создание универсальных или отраслевых электронных торговых площадок Достоинства: низкая стоимость для пользователя, иногда возможность мониторинга рынка и внедрение тендерных технологийНедостатки: • отсутствие инструментов встраивания новых процедур электронных закупок в деятельность предприятия и автоматизации закупочной деятельности в рамках предприятия, • сложность анализа размещенной информации о рынке из-за отсутствия единого стандарта внесения и обработки данных, анализ может занимать часы или дни. Компания «Русский деловой проект» предлагает к внедрению технологию организации работы отдела снабжения с применением ПК «Мастер снабжения». Программный комплекс «Мастер Снабжения» - специализированная, комплексная электронная система материально-технического снабжения, ориентированная на специфику работы отделов снабжения коммерческих предприятий. Программный комплекс «Мастер Снабжения» развивает и объединяет в единую систему функциональные возможности существующих на сегодняшний день разрозненных инструментов планирования закупок, получения информации о рынке закупаемых товаров и внутренних потребностях предприятия, контроля выполнения условий поставок (учетные программы 1С и т.п.), анализа рынка (тематические сайты), проведения торгов на закупку (электронные торговые площадки) и представляет предприятиям готовую технологию работы отдела снабжения. Программа «Мастер снабжения» предполагает объединить следующие достоинства существующих на рынке программных продуктов: • Специально разработанный и интуитивно понятный для снабженцев интерфейс программы и логика организации закупок обеспечивает быстрое и малозатратное внедрение программного комплекса «Мастер Снабжения». Это позволяет быстро расширять круг предприятий-заказчиков - участников системы, что в свою очередь делает всю систему «Мастер снабжения» привлекательной для предприятий-поставщиков, размещающих свою информацию на закупочном Интернет-портале. • Наличие специализированного сервисного диспетчерского центра (закупочный Интернет-портал «Мастер снабжения») по поддержанию в актуальном состоянии и в едином формате баз данных по товарам и поставщикам и администрированию процедур проведения электронных торгов на закупку. • Единый формат предоставления данных о товарах-ценах и поставщиках в разных компонентах системы у Заказчиков («Мастер Снабжения») и Поставщиков («Прайс-мастер») позволяет с помощью Единого каталога товаров закупочного Интернет-портала проводить анализ рынка закупаемых товаров в течение нескольких минут вместо затрачиваемых отделами снабжения нескольких часов, дней или недель. • За счет возможности заказчика быстро провести анализ цен на закупаемую продукцию, а так же прозрачности конкурсных процедур выбора поставщиков внутри системы постоянно поддерживается высокое конкурентное давление на цены поставщиков, что позволяет сдерживать рост закупочных цен, снижать себестоимость производства, а также грамотно наладить управление закупками. • Доступная цена самого программного продукта (около 30 тыс. руб.) для предприятий заказчиков, в отличие от существующих ERP и MRP – систем, в том числе распространенных продуктов на базе бухгалтерских программ 1С «Управление производственным предприятием», позволяет автоматизировать предприятие и привлекать к работе в системе самый широкий спектр предприятий – от крупных до самых небольших. Бесплатное участие поставщиков в системе с использованием электронных рабочих мест «Прайс-мастер» определяет полноту и актуальность данных по товарам и ценам, необходимую заказчикам. В результате реализации проекта:
• Отделы снабжения предприятий получат уникальный инструмент организации закупок, сокращения издержек на закупки и снижения себестоимости производимых товаров, работ или услуг, что в свою очередь повысит конкурентоспособность предприятий региона • Экономика региона получает дополнительный инструмент управления бизнесом: сдерживания роста цен и, соответственно, снижения темпов инфляции путем повышения уровня конкуренции на рынке (за счет увеличения скорости обработки информации о рынке и автоматизации процедуры сравнения различных предложений.
|