Насколько человек свободен в своем выборе? И вообще дано ли ему право выбора?! Заложенные в человеке программы выживания и размножения являются доминирующими. Из этого можно предположить, что развитие и выбор решений являются важнейшими составляющими программного метода. Хотя задача, осуществляемая Творцом, сокрыта от нас, но путь очевиден. Это путь созидательный. На этом пути Человек должен оставить после себя материальное или духовное наследие. Оценка ценности наследия может произойти только с течением времени в ходе развития. Но, тем не менее, эта оценка происходит в ходе практической и духовной жизни следующих поколений. Часто это происходит неявным образом или опосредовано.
Поэтому человеческая оценка может быть и не верна. Отсюда вытекает, что поливариантность происходящего, возможность выбора и пролонгированной проверки этого выбора имеют решающее значение для развития. Если короче, то чем больше вариантов осуществления процесса, тем лучше. Бо́льшее число вариантов позволяет отобрать более оптимальные решения. А природа жестко проверяет, апробирует эти варианты – менее приспособленные отбрасывает.Итак, в человеке, в его психике заложена программа и он находится в определенных объективных условиях под воздействием внешней среды. Психика и физиология каждого человека имеет специфическое устройство. Все это должно обуславливать его определенные реакции. Однозначны ли они? Где субъективный волевой элемент действия? Казалось бы, определенный и специфический для каждого данного времени набор внешних и внутренних факторов воздействия должен обуславливать и конкретные ответные реакции человека. Но многообразие влияющих факторов и особенностей отображения – факторы внешней среды, особенности физиологического состояния и восприятия, строение мозга и процессы мышления, подсознательные реакции – не дают возможности их полного учета. Следовательно, невозможно однозначно определить реакции человека, их можно только вероятностно прогнозировать. Именно та совокупность мыслительных процессов, которую мы не можем учесть (принимая во внимание и невозможность учета всех факторов влияния) и представляется нам, как якобы свободный выбор человека. Этот «свободный» выбор выливается в решения, действия. С одной стороны человек зависим от этих процессов, с другой – мы не можем эти процессы учесть, контролировать и определить степень зависимости от них. Получается, что чем меньше человек знает правила и законы своего мышления, чем меньше он может их контролировать, тем больше ему представляется степень его свободы. На самом деле наоборот. Отсюда вывод: познание законов позволяет соответственно корректировать свою деятельность, т.е. уменьшать степень произвольности действий. Вспомним: свобода – осознанная необходимость. Диалектические противоположности! Мыслительные процессы базируются на отраженной и генетической информации. На этой основе могут проходить только процессы копирования, сочетания, комбинаторики, сравнения, переноса. Принципиально новых идеальных образований и процессов они дать не могут. Но эти образования могут происходить за счет особой группы внешних воздействий. Это те воздействия (радиационные, в том числе космические, электромагнитные, химические), которые могут вызывать в мозговых клетках – носителях информации определенные мутации. В результате встраивания этих клеток в мозговые процессы возникают новые идеальные образы и процессы, а затем предложения, решения, теории. Их ценность проверяет практика. Эти процессы в свою очередь повышают степень «свободного» определения человека. Процессы мышления – анализ, синтез, установление связей, причинно-следственных связей, а также процессы копирования, комбинаторики, сочетания, сравнения, переноса - крайне многовариантны. Они подвержены многочисленным внутренним и внешним влияниям. Особенно большое значение имеет влияние социальной среды. Индивидуальные особенности мышления каждого человека повышают их специфичность. В связи с этим резко возрастает область трудно прогнозируемых реакций и решений, а значит, мыслительная деятельность повышает степень «свободного» выбора. Развитие деятельности человека связано с расширение задействованных областей мозга, мозговых связей и процессов. Это приводит к значительному увеличению оперативных мыслительных вариантов. На процесс принятия решения влияют мириады факторов. Но в основе этой мыслительной деятельности всегда лежит цель и мотив. Они обуславливают и направляют мыслительный процесс. Под их влиянием возбуждаются определенные клетки и участки мозга, между ними проявляются старые и возникают новые связи. Появляются варианты решения. Варианты анализируются на соответствие цели. И, наконец, остается один. Этот вариант и является «свободным» выбором человека, т. к. никто не может проследить и проконтролировать все процессы, приведшие к его выбору. Если бы человек был в другом физическом или эмоциональном состоянии, мозговые процессы пошли бы другим путем и выбор был бы другим. Вот она «степень свободы» выбора. Такое положение вещей в свою очередь способствует повышению количества вариантов отбора. Мозг человека в совокупности с воздействующей на него окружающей средой составляют безбрежный мир – космос, который полностью никогда не удастся понять и контролировать. Генерируемые им варианты и их отбор не в состоянии контролировать и сам человек. Но именно поэтому мы и признаем за человеком «свободу» выбора. Парадокс! Однако окончательные выводы делать еще рано. В той степени, что человек не осознает предопределенность своих действий, он представляет свою «свободу воли». Человек верит в возможность собственной постановки цели и достижение ее. Это представление в свою очередь воздействует на процессы мышления. Оно становится обуславливающим и побудительным фактором. Такие факторы обладают очень мощным воздействием. Они инициируют новые мыслительные процессы, в частности логическое мышление, логические выводы и посылы. Это можно считать вершиной «свободного» мышления. Такие процессы полностью маскируют свою корневую обусловленность внешней средой и физиологией. В значительной, или даже в большей степени, эти процессы направлены на сферу человеческих отношений и общественного производства. Взаимодействия между людьми в этих сферах резко увеличивают количество таких мыслительных процессов у каждого индивидуума. Таким образом, у каждого человека образуется, как бы, две сферы мыслительных процессов – определенно-обусловленная (или детерминированная) и неопределенно-обусловленная (или условно свободная). Определенно-обусловленная сфера - это процессы, обусловленные влиянием факторов внешней среды, особенностями физиологического состояния, строением мозга, подсознательными реакциями. Неопределенно-обусловленная сфера – это процессы, инициированные другими логически завершенными мыслительными процессами, их корневая обусловленность замаскирована и они в основном затрагивают сферу человеческих отношений. Именно мыслительные процессы неопределенно-обусловленной сферы, вследствие их поливариантности, многообразия и самоиндукции следует считать свободными. Таким образом, факторы влияния на процессы мышления можно разделить соответственно на внешнюю макро- и микросферы, а также внутреннюю сферу. Но здесь вскрывается другая сторона. Логическое мышление обусловлено своими законами. Они следствия объективных законов. В конечном итоге следствия тех же законов воздействия внешнего мира и физиологии человека. Круг замкнулся! Мышление и, следовательно, деятельность человека обусловлены. Но глубину этой обусловленности мы не знаем, нам это понять не дано. А поскольку мы этого не знаем, то действуем, как будто от наших действий зависят жизненные процессы, история. При этом надо отметить, что посылы мыслительной деятельности законами логики не обуславливаются. В частности воздействия факторов внутренней сферы свидетельствуют в пользу свободы воли. В итоге нашу мыслительную деятельность можно представить в виде двух сфер. Это мыслительные процессы под воздействием факторов внешней сферы или кратко «внешняя» сфера мышления и аналогично «внутренняя» сфера. Внешняя сфера детерминирована. Но, вследствие ее деятельности образуется вторичная сфера мыслительных процессов. В рамках этой сферы мышление свободно, человек обладает свободой воли, способен ставить себе задачи и решать их. Тем не менее процессы этой сферы обусловлены деятельностью первой сферы. Однако проследить и тем более проконтролировать эту обусловленность крайне трудно. Постановка субъектом задачи самому себе происходит сознательно или чаще всего подсознательно и заключается в инициировании целой цепочки последовательных мыслительных актов. Это автоинициирование значительно расширяет внутреннюю сферу мыслительных процессов. В результате могут развиваться целые циклические процессы постановки задачи, ее решения и новой постановки. Результаты выполнения задачи, так или иначе, сопоставляются с ее целью. Несоответствие цели ведет к постановке новой задачи. В случае достижения цели возникают цели следующего уровня. В процессе решения задачи происходит совершенствование, развитие субъекта. Часто это происходит сознательно, в том числе целенаправленно путем обучения, тренировок. Под действием внешней сферы у различных людей сформировываются схожие рефлекторные комплексы и мыслительные процессы. В процессе общественной деятельности, в результате взаимодействия людей происходит не только обмен информацией, ее усвоение, но и копирование мыслительных процессов. Это копирование происходит или осмысленным индуктивно-дедуктивным анализом, или чаще подсознательным достраиванием мыслительных актов по причинно-следственным принципам. В результате значительное количество людей обладает сходными рефлекторными мыслительными комплексами и алгоритмами мыслительных процессов. На основе этого возникает общественное сознание. Это общественное сознание также имеет внешнюю и внутреннюю сферы. Внутренняя сфера общественного сознания имеет особенно большое значение. Циклические процессы развития этой сферы приводят к значительному развитию общественного сознания, особенно в случае совпадения на отдельных этапах теории с практикой. В этих случаях возникающие идеи становятся действенной движущей силой общественных процессов. Эта сила способна оказывать влияние на процесс общественного развития в виде реализации исторической закономерности в конкретной, специфической для данных условий форме. Нашу деятельность можно представить, как совокупность последовательных взаимодействий. Совокупностью внешних – объективных и внутренних – субъективных факторов каждое взаимодействие предопределено. Но на процесс самого взаимодействия происходит воздействие многочисленных третьих факторов. Это по тем или иным причинам неучтенные факторы, в том числе такие тонкие, как воздействия электромагнитных, космических излучений, атмосферное давление и другие. В ряде случаев эти факторы способны серьезно воздействовать на процесс взаимодействия или даже изменить его. Таким образом, каждое взаимодействие предопределено, но его результат неочевиден! Невозможно полностью определить сферу взаимодействия. Именно это содействует увеличению вариантов и, соответственно, способствует оптимизации их отбора.
|