Всегда в России было гораздо проще создать новое юридическое лицо, нежели его ликвидировать, с соблюдением всех требуемых законодательством норм. И если сроки регистрации новой фирмы составляют меньше месяца, то ее ликвидация может растянуться на несколько лет. Согласно части I Гражданского кодекса РФ «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» - ст. 61. п.1. Что же это такое? Иными словами ликвидация предприятия - это такая совокупность действий, в результате которых юридическое лицо прекращает свою деятельность, сведения о нем вычеркиваются из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ), а территориальная налоговая и внебюджетные фонды снимают с налогового учета. На сегодняшний день, мы сталкиваемся в нашей практике ликвидации предприятий с тем, что многие собственники или не готовы полностью оплачивать выполнение всех необходимых работ по полной ликвидации своей фирмы, или не готовы ждать несколько месяцев (или десятков месяцев) до полного завершения процедуры ликвидации. Хотя практика показывает, что если организация не использовала серых схем по уклонению от уплаты налогов, не работала с Белоруссией, не занималась импортомэкспортом, а обороты по расчетному счету соответствуют данным, которые отражались в бухгалтерском учете организации, то такая ликвидация (иногда называемая «инициативной ликвидацией») проходит достаточно быстро и безболезненно.
И сроки ее редко когда превышают 4-6 месяцев. Как правило, при ликвидации предприятия, Заказчик выбирает один из двух путей:- - декларируемый всеми способ «быстро и без проблем», когда на поверку оказывается, что это банальное юридическое отчуждение, смена директора и собственника, которая не избавляет бывшего директора от больших проблем в будущем;
- - действительная ликвидация предприятия с вычеркиванием из государственного реестра и снятием с учета в ИФНС и внебюджетных фондах.
Что выбрать и каким путем пойти – это дело каждого, но для начала давайте рассмотрим какие в настоящее время существуют способы прекращения деятельности фирмы, и какова практика прекращения деятельности организации в России сегодня. 1. Бросание организации. 2. Смена учредителей и руководителя фирмы. 3. Реорганизация Общества в форме слияния или присоединения (при которой все права и обязанности «ликвидируемой» фирмы переходят к другой фирме). 4. Принудительная ликвидация. 5. Добровольная ликвидация. 1. Бросание организации
Данный способ используется в том случае, когда организация по каким-либо причинам не вела финансово-хозяйственную деятельность, учредителю такой организации безразлична деловая репутация Генерального директора Общества, отсутствуют финансовые возможности и желание ликвидировать учрежденную компанию. Отдельные продвинутые товарищи, перед «бросанием», закрывают расчетные счета в банках, если банки не берут дополнительных денег за закрытие расчетного счета. Если кредитная организация берет деньги за закрытие расчетного счета, как это например в свое время делал ООО КБ «КОМУНИБАНК», то в таком банке даже счета такие фирмы не закрывают. Хотя, как правило, банки сами (выслав предварительно уведомление) закрывают через какое-то время расчетный счет фирме, если там все деньги за расчетно-кассовое обслуживание уже списаны, а приходов нет и движений никаких по счету не происходит. 2. Смена учредителей и руководителей фирмы. Как правило, смену учредителей и руководителей фирмы делают в том случае, если у Общества нет долгов перед федеральным бюджетом, но предполагается, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности были допущение некоторые нарушения. Почти каждый день появляются какие-то нормативные документы, регламентирующие тот или иной аспект жизнедеятельности предприятия, и далеко не каждый главный бухгалтер успевает ознакомиться с новыми и новыми требованиями чиновников. Подразумевая, что серьезных нарушений у такого предприятия нет, но при проверке перед ликвидацией, инспектора всегда найдут к чему придраться, многие собственники предприятий идут по такому не вполне надежному, но часто используемому способу прекращения жизнедеятельности фирмы, как смена Генерального директора организации и ее учредителей. Назначат проверку или не назначат – дело случая, как правило без проверки ликвидируют предприятия, которые не имели многомиллионных оборотов, у которых была значительная налоговая нагрузка, которые не подавали к возмещению НДС, не сдавали уточненных деклараций, не занимались импортом или экспортом. Для проведения переоформления, компания должна иметь оригиналы следующих документов: 2.1.Устав. 2.2. Учредительный договор (если Участников Общества больше одного). 2.3. Решение (протокол) о назначении действующего руководителя Общества. 2.4. Свидетельство ОГРН 2.5. Выписка текущего года из ЕГРЮЛ. 2.6. Иногда специалисты юридических компаний, просят ксерокопию последнего сданного баланса, с отметкой инспекции. Если все документы имеются в наличии, уставный капитал Общества сформирован на 100%, адрес местонахождения организации не попал в число массовых, а паспортные данные директора и учредителя (учредителей) не менялись, то меньше чем за месяц все необходимые действия как правило выполняются. Плюсы естественно понятны, это низкая стоимость проекта и быстрота выполнения, но к значительным минусам следует отнести что если к фирме появятся какие-то вопросы за тот период времени, когда велась деятельность или начнут по цепочке проверять контрагентов, то как правило представители ОБЭПа беседуют со старым Генеральным директором о его профессиональной деятельности. И одним из первых вопросов задается «кому была продана организация», «где и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Покупателем».
3. Реорганизация Общества. Это уже более сложный, более трудоемкий и конечно же более затратный способ прекращения деятельности фирмы. Как правило, пользуются этим способом, чтобы налоговая в дальнейшем не задавала вопросов по результатам деятельности предприятия старому Генеральному директору, не требовала первичных документов по которым можно до начислить налоги или применить штрафные санкции. Данный способ пользуется определенным спросом, потому как обычно занимает по времени не больше 2 недель, но чреват тем, что во первых к одной и той же фирме, как правило, присоединяется несколько организаций, а зачастую и несколько десятков, что всегда привлекает внимание контролирующих органов. Во вторых, как правило все юридические действия по присоединению завершаются после получения свидетельства ликвидации ООО ".......", путем присоединения. Но при этом с налогового учета организация не снимается и продолжает числиться в территориальной ФНС как налогоплательщик. А в той организации, к которой присоединялась "ликвидируемая" фирма, по данным госреестра будет числится старый собственник, присоединенной организации, со своей долей. И обычно никто его за просто так оттуда не выводит.
4. Принудительная ликвидация.
Принудительная ликвидация компаний проводится по решению суда в случаях: 1. Осуществления деятельности без надлежащего разрешения. 2. Осуществления деятельности, запрещенной законом. 3. Осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. 4. Наличия иных оснований, предусмотренных законом. Отдельным, пятым случаем случаем принудительной ликвидации, является ликвидация Общества вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы. Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства. Данный вид банкротства часто на практике возникает, когда уже в ходе добровольной ликвидации компании выявляется задолженность, которую нечем погасить. Упрощенная процедура банкротства характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна из них – конкурсное производство). Причины, по которым должник ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что фирма не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация данной фирмы должна продолжаться в соответствии с нормами закона о несостоятельности. В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований кредиторов при наличии уже принятого решения о ликвидации. Это может быть выявлено как исполнительным органом управления, так и ликвидационной комиссией фирмы. В судебном порядке рассматриваются дела о банкротстве, когда совокупное требование кредиторов превышает 100 000 руб.
Руководитель фирмы-должника или председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны в этом случае обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества фирмы-должника для удовлетворения требований кредиторов. Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность вышеуказанных лиц, по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока. Поэтому рекомендуется своевременно обращаться по вопросу ликвидации и банкротства к профессионалам во избежание ответственности (в том числе и субсидиарной). Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию: - - если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;
- - если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;
- - если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Суд может принять решение о ликвидации предприятия в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер. Предприятие может быть ликвидировано по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства - наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации предприятия. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ. Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.
5. Добровольная ликвидация.
Добровольная ликвидация предприятий является наиболее правильной и безопасной формой прекращения деятельности предприятия. Не смотря на то, что добровольная ликвидация занимает достаточно много времени и требует определенных усилий, можно эту работу поручить профессионалам, которые хорошо знают порядок совершения всех необходимых действий по ликвидации. Зато в итоге при добровольной ликвидации запись о юридическом лице исключается из ЕГРЮЛ, ОГРН и ИНН компании аннулируются, организация считается прекратившей свое существование. Порядок действий при добровольной ликвидации следующий:
5.1. Принятие общим собранием общества решения о ликвидации общества (как правило причиной ликвидации указывают достижение Обществом своих уставных целей) и назначение ликвидационной комиссии. Утверждение состава ликвидационной комиссии, утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица. 5.2. Направление уведомления о ликвидации Общества по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц. 5.3. Размещение публикации в Вестнике Государственной Регистрации о ликвидации Общества, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати. 5.4. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения. 5.5. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. 5.6. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов). 5.7. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии Общества с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды. Как правило при этом назначаются проверки. 5.8. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам Общества в установленном порядке. 5.9. После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами. 5. 10. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса. 5.11. Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом. 5.12. Ликвидационная комиссия распределяет между участниками ликвидируемого предприятия оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество 5.13. Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с акционерами в ликвидационном акте. 5.14. По завершении расчетов с учредителями Общества ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 7 дней). 5.15. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.
Приступая к ликвидации своего предприятия, нужно четко понимать, что чудес на свете не бывает, и нельзя быстро, законно и без проведения проверки контролирующими органами ликвидировать фирму. И конечно нельзя это сделать быстро, потому что порядок проведения всех необходимых действий установлен, и регламентирован, соответственно убыстрение сроков или не выполнение каких-то этапов, сводит на нет сам смысл проведения официальной ликвидации предприятия. Действующее законодательство постоянно меняется, нормативные акты, на основании которых происходят ликвидационные действия, тоже претерпевают изменения. Поэтому мы считаем, что прежде чем принимать какое-то действие, по ликвидации предприятия, лучше проконсультироваться с теми, кто хорошо знает специфику ликвидации и занимается этим давно и серьезно.
|