•  Главная
  •  Статьи
  •  Аккаунт
  • Размещение статей
  • Контакты
  •  
Главная >> Предыдущая страница >> Статья: Атомная бомба XXI века

Атомная бомба XXI века

22.02.2004, 15:09

Современный сверхзвуковой истребитель можно уподобить атомной бомбе. Реальное применение такого оружия весьма маловероятно, однако само обладание им - важный фактор сдерживания в международной политике. И не менее важный фактор престижа. Однако истребители, в отличие от атомной бомбы, можно купить. России повезло - она оказалась с нужным товаром в нужном месте. Страны третьего мира будут покупать отечественные военные самолеты (прежде всего модификации Су-27) как минимум до 2020 г. - примерно на $1,2 млрд в год.

Только в прошлом году Россия поставила 19 самолетов Су-30МКК в Китай, 12 Су-30МКИ в Индию и по два Су-27СК и Су-30МК в Индонезию.

Ежегодный объем зарубежных поставок истребителей семейства Су-27/30 - примерно $1,2-1,4 млрд, что составляет половину авиационного и почти треть всего оружейного экспорта России.

Однако успех на международном рынке истребителей семейства Су-27/30 - в некотором роде случайность. Разумеется, нельзя подвергать сомнению техническое совершенство самолета Су-27 и его модификаций. Однако, по мнению аналитиков, этому самолету повезло в том, что он вышел на рынок в очень удачный момент - когда только началась глобальная тенденция к утяжелению истребителей и переходу к многофункциональным машинам.

Из поколения в поколение

"Мы всегда шли чуть позади, - сказал "Русскому Фокусу" один высокопоставленный специалист по истребителям, попросив перед этим выключить диктофон, - но наш ответ получался уже на основе того уровня, который задавали американцы. Преимущество Су-27 получилось за счет увеличения размерности самолета".

В общем, это был стандартный советский подход времен "холодной войны" - взять тактико-технические данные самолета потенциального противника и написать свои, улучшив основные характеристики, скажем, на 10%. Это неминуемо вело к увеличению массы самолета. Однако более тяжелый самолет позволял нести и более мощный комплекс вооружений. На Су-27 бортовая электроника весит почти 2,5 т, а на американском F-15 - всего 1 т. Но это не значит, что наше оборудование "просто тяжелее" - оно способно решать и дополнительные задачи. В общем, получилась машина, превосходящая F-15.

Именно противостояние Советского Союза и США после Второй мировой войны привело к классификации истребителей по поколениям. Эта система достаточно условна, и самолеты других стран не всегда в нее вписываются. Говоря упрощенно, машина следующего поколения имеет подавляющее преимущество в бою с истребителем более раннего поколения. Среди ярких представителей первого поколения можно назвать МиГ-15 и американский F-86, второго - МиГ-21, F-104, французский Mirage III, третьего - МиГ-23, МиГ-25, F-4, четвертого - МиГ-29, МиГ-31, Су-27, F-15, F-16, F/A-18, пятого - F-22 и проектируемый F-35. В развитых странах мира на вооружении стоят самолеты поколений "3", "4" и "4+". Говоря упрощенно, "плюс" - это признак многофункционального самолета, способного применять высокоточное оружие по воздушным, наземным и надводным целям. Четких критериев для определения поколения "4++" нет, поэтому граница между четвертым и пятым поколениями становится размытой.

Многофункциональная тенденция к утяжелению

Гораздо менее условно разделение современных истребителей на классы по их максимальной взлетной массе. К тяжелым (свыше 30 т) относятся F/A-18E/F, F-15, F-22, МиГ-31, Су-30. Средними (более 20 т) считаются F-16 block 50, F-16 block 60, F/A-18C/D, F-35, МиГ-29М, французский Rafale и европейский Eurofighter. К легким (менее 20 т) относятся ранние варианты F-16 и МиГ-29, Mirage 2000, шведский Gripen и китайские истребители. Бывает, что в процессе жизненного цикла самолет тяжелеет (обычно на 20-35%), и это может перевести его из одного класса в другой. Так, в частности, произошло с МиГ-29 и F-16. Более того, именно тяжелые истребители стали основным направлением развития боевой авиации. На рубеже 90-х гг. прошлого века ассортимент закупаемых боевых самолетов принципиально изменился. Резко сократились закупки бомбардировщиков и штурмовиков, а полномасштабная разработка новых бомбардировщиков сегодня не ведется ни в одной стране. Наряду со снижением военной опасности, связанной с окончанием противостояния СССР и США, перемены в структуре закупок объясняются появлением многофункциональных боевых самолетов, способных выполнять истребительные и ударные задачи. Поэтому все современные и перспективные многофункциональные самолеты по своей конструкции близки к истребителям.

Движение в сторону многофункциональности во многом стимулировано и экономическими факторами. По мере перехода от поколения к поколению стоимость разработки самолета возрастает в 2-3 раза, что неминуемо вынуждает сокращать число типов. Франция и ФРГ планируют переход на один тип истребителя, Великобритания и Италия - на два типа. США сокращают число типов тактических истребителей с пяти до трех, а впоследствии и до двух. Россия тоже разрабатывает один тип истребителя для замены трех типов.

К началу 2003 г. доля тяжелых истребителей среди самолетов четвертого поколения в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии составила 37%, а после завершения всех действующих программ перевооружения, по прогнозу американской консультационной компании Teal Group Corporation, превысит 50% (эти рынки наиболее перспективны для России, поскольку на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится около 40% текущего объема всех мировых продаж боевых самолетов, вдобавок некоторые страны ограничены в закупках западной техники по политическим причинам). Лидером продаж среди четвертого поколения остается средний истребитель F-16 - более 37%, тогда как на долю тяжелых Су-27/30 пока приходится 23%. Однако в перспективе доля Су-27/30 достигнет примерно 35%, а доля F-16 упадет до 26-28%. Это доказывает, что тяжелый Су-27 и его модификация Су-30 оказались в самом русле современных тенденций рынка истребителей, хотя во времена разработки этого самолета вряд ли кто мог подумать о его успехе на рынке.

Мировой рынок

По данным лондонского International Institute for Strategic Studies, в мире насчитывается около 23 000 истребителей. Срок службы современного боевого самолета - 30-35 лет, поэтому ежегодные темпы обновления должны составлять 650-750 машин. Однако прогнозируемые закупки - примерно 300 самолетов в год. Впрочем, сокращение производства отчасти компенсирует ростом средней стоимости истребителя - за 10 лет она поднялась на 30-40%.

По прогнозу Teal Group, в 2003-2012 гг. в мире (за исключением Китая, который, к сожалению, не поддается прогнозам американских аналитиков) будет выпущен 2961 истребитель на общую сумму $132,2 млрд. За предыдущее десятилетие, с 1993 по 2002 г., было произведено 2835 истребителей, а объем продаж составил $102,8 млрд. Прогноз динамики рынка истребителей представлен на рис. 1.

Сегодня в мире разрабатывается и выпускается примерно 20 типов реактивных истребителей, каждый из которых имеет до 6 основных модификаций. Однако реальные перспективы имеют не более 10 моделей. Ряд стран, например Япония, Индия и Тайвань, продвигают свои истребительные программы, однако из-за высокой стоимости эти самолеты неконкурентоспособны на мировом рынке. Прогноз сбыта истребителей, разработанный Teal Group в 2003 г., представлен в таблице 1. В строке "Другие программы" объединены самолеты с ограниченным или нулевым прогнозируемым экспортом.

Необходимо отметить, что стоимость современного истребителя трудно определить однозначно. Каждый контракт имеет свои особенности (офсетные программы, в ходе которых часть средств, полученных по контракту, реинвестируется в экономику страны-покупателя, комплектация оружием, подготовка пилотов, кредиты), которые затрудняют сравнительный анализ. В таблице приведены оценки, из которых исходила Teal Group при подготовке этого прогноза. При этом по Су-27 и Су-30 представлена усредненная оценка - в рамках последнего по времени контракта на поставку Су-30МКМ в Малайзию стоимость в пересчете на один самолет превышает $50 млн. А программа по созданию F-35 с момента старта уже успела подорожать в семь раз - до $38 млрд вместо запланированных $5 млрд, и это наверняка скажется на конечной стоимости самолета.

Доли различных типов в общем числе выпущенных в течение 2003-2012 гг. истребителей и в объеме продаж представлены на диаграммах на стр. 36.

Teal Group не включила в свой прогноз и российские истребители семейства МиГ-29. Это некорректно, поскольку в ближайшее десятилетие за рубеж будут поставляться как легкие фронтовые истребители МиГ-29, так и средние многофункциональные МиГ-29М/М2/К. В частности, самолеты этого типа закупит Индия для авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". По оценкам Центра анализа стратегий и технологий, в ближайшее десятилетие РСК "МиГ" поставит на экспорт примерно 70-80 машин семейства МиГ-29 на сумму свыше $2 млрд.

Что предлагает Россия

К сожалению, перспективы российских истребителей на международном рынке выглядят гораздо успешнее, чем внутри страны. ВВС России не закупают серийные истребители с 1994 г. С 2001 г. в небольших объемах финансируется модернизация Су-27, однако планы, озвученные год назад главкомом ВВС Владимиром Михайловым, фактически оказались сорванными. По его словам, в течение 2003 г. ВВС должны были получить 20 модернизированных Су-27СМ. В реальности их оказалось всего 5. До 2005 г. намечалось модернизировать 20-25% техники фронтовой авиации - чтобы реализовать эти планы, надо модернизировать сотни самолетов, что весьма маловероятно.

Отсутствие внутреннего заказа вредит и экспортному потенциалу российских истребителей. "Я категорически против экспорта техники, которая не эксплуатируется в нашей армии, - заявил в частной беседе один очень высокопоставленный работник "Рособоронэкспорта". - И вовсе не из-за того, что мы можем чересчур вооружить непредвиденного противника, а потому, что мы начинаем обкатывать новые образцы на иностранных заказчиках, им это может не понравиться, и в перспективе они совсем откажутся от наших услуг".

Пока, впрочем, перспективы выглядят неплохо. По прогнозу Teal Group, в предстоящее десятилетие будет продано 348 Су-27/30 на сумму $11,48 млрд. Возможно, эта сумма несколько занижена из-за неверной оценки стоимости Су-30МКК/МКИ. Что касается числа самолетов, гендиректор АХК "Сухой" придерживается более оптимистичной оценки - 450-500 боевых самолетов "Су".

Из поставленных самолетов этого семейства примерно 60% составляют Су-27, но действующие контракты предусматривают в основном поставки Су-30. Это двухместный боевой вариант Су-27, первоначально спроектированный как перехватчик, но показавший огромный потенциал развития в сторону многофункционального истребителя. Совершенствование Су-30 ведется в направлении создания на его базе самолетов поколения "4+" и "4++", также идет модернизации ранее построенных истребителей. В целом рыночная ситуация для Су-30 до 2015 г. выглядит относительно благоприятной. Наибольшие перспективы имеют самолеты Су-30МКК/МКИ. Несмотря на сходство названий, фактически это два разных самолета, и продвигаются они на разные рынки. Главная особенность рынка Су-30МКК - отсутствие конкуренции с западной авиационной техникой, поскольку для Китая существуют политические ограничения на поставку вооружений и военной техники. Позиции Су-30МКК также выглядят предпочтительными в тех случаях, когда заказчик обращается с просьбой о срочной поставке самолетов. Самолет выпускает Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО, 74,5% акций принадлежит АХК "Сухой"), которое имеет неиспользуемые производственные мощности и заделы. А поставка самолетов линии Су-30МКИ требует согласования с партнерами по международной кооперации. Для основных рынков Су-30МКИ характерна жесткая конкуренция с истребителями Франции (Mirage 2000 в Индии) или США (F/A-18E/F в Малайзии). Для компенсации их преимуществ (льготные условия поставки, кредитование, офсетные программы, а также более эффективная система послепродажного обслуживания) корпорация "Иркут" и "ОКБ Сухого" вынуждены использовать фактор технического превосходства. Для его достижения приходится использовать передовые российские решения (радиолокатор с ФАР) или иностранную аппаратуру (прежде всего фирмы Thales Avionics).

Пятое поколение

Сегодня истребителями пятого поколения обладают только США. Перспективная российская разработка пока находится на стадии эскизного проекта. Его официальное название - ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), а внутрифирменное обозначение в "ОКБ Сухого" - Т-50. Ожидается, что это будет истребитель, занимающий промежуточное положение между средним и тяжелым классом.

Все истребители поколения "5" изначально создаются как многофункциональные. Им должна быть присуща малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Бортовая электронная аппаратура машин пятого поколения способна в реальном масштабе времени взаимодействовать с наземными, воздушными и космическими источниками разведывательной информации, или, иными словами, органично включаться в цифровое боевое пространство.

Боевая эффективность истребителя во многом определяется его радиолокационной станцией (РЛС). Современный радиолокатор способен работать по воздушным, наземным и надводным целям. В рамках перехода от четвертого поколения к пятому истребители вместо РЛС с механическим сканированием (параболическая или щелевая антенна) оснащаются радиолокаторами с электронным сканированием (фазированная антенная решетка - ФАР). Такая РЛС способна одновременно обнаруживать цели, сопровождать их и наводить на них управляемое оружие.

Традиционные характеристики самолетов - потолок и скорость - не имеют прежнего значения и не могут служить признаками нового поколения. Абсолютное большинство истребителей третьего, четвертого и пятого поколений имеет сверхзвуковую максимальную скорость. Часть самолетов пятого поколения, по-видимому, будет иметь крейсерскую сверхзвуковую скорость. Часть самолетов поколения "4+" (Су-30МКИ) и все истребители пятого поколения обладают сверхманевренностью.

Будущее российского проекта не безоблачно, поскольку средств ВВС и АХК "Сухой" для реализации программы недостаточно. Принято решение о привлечении к программе других стран, но ни с одним из традиционных партнеров России договоренность пока не достигнута.

Впрочем, в начале февраля вице-премьер Борис Алешин высказал любопытный тезис о том, что "переход к авиатехнике пятого поколения будет носить эволюционный характер". По планам "ОКБ Сухого" самолет пятого поколения будет подготовлен для поставок на экспорт в 2012-2013 гг. Но в свете слов Бориса Алешина и достаточной условности самого понятия "поколение" будет не очень важно, какого именно поколения самолет. Главное - сохранить конкурентоспособность на рынке. По прогнозу Teal Group, России удастся сохранить уверенные позиции примерно до 2020 г. Дальше загадывать трудно, поскольку, возможно, начнется эра беспилотной боевой авиации.


Категория: Общество/Государство
Навигация по статьям:
Следующая в категории Общество/Государство
  Партнеры