Мы публикуем материал о проектировании крупных градостроительных образований в словацкой столице Братиславе. Размах начавшегося строительства говорит о включении города, пережившего постсоциалистический кризис, в число активно развивающихся европейских столиц. Корреспондент АВ в Братиславе Елена Ключкина представляет четыре комплекса, выстроившихся на берегу Дуная в очередь на реализацию. Насколько общемировые архитектурные тенденции изменяют самобытный облик старинного европейского города? Сколь устойчивы старые градостроительные установки? Для того, чтобы понять это, своеобразная очередь-выставка сопровождается комментариями участников и наблюдателей градостроительного процесса. Среди них – автор одного из проектов Эрик Ван Эгераат, бывший главный архитектор Братиславы Петер Бенюшка (автор конкурсного проекта комплекса на правом берегу), Председатель Союза архитекторов Словакии архитектор-урбанист, профессор Штефан Шляхта и потомственная братиславчанка, в прошлом инженер-строитель Катарина Стайкова. Редакция выражает свою признательность также другим жителям Братиславы и организациям, оказавшим помощь в подготовке материала. Это архитектор Марта Кропилакова, журналист и режиссер Ольга Кметёва-Стайкова, PR-менеджер J&T Finance group, a. s.
Марош Сикора, менеджер Interel spol. s. r. o. Адриана Шварцова, Р. Яхъяев, И. Школьникова из московского отделения EEA и другие.Поток инвестиций, хлынувших в центр Братиславы, уже сравнили с цунами. Естественна бурная реакция на такое радикальное вмешательство в сердце этой небольшой европейской столицы, лежащей в геометрическом центре Европы.Высказывания известных девелоперов, знаменитых архитекторов, негодования патриотов города – врагов «стеклянных коробок» – и бурные восторги их оппонентов в предвкушении чудесных перемен – все это совсем недавно пронеслось вихрем мнений в прессе, Интернете, в дискуссионных клубах и просто на улице. И это понятно – ведь застройка затронет оба берега Дуная, изменит ключевые панорамные образы, по сути – лицо города. Девизом грандиозной акции названо превращение «города у реки» в город «на реке». В сентябре 2005 г. пресса сообщила о принятии городскими властями соответствующих решений, и практически одновременно девелоперские компании объявили весну 2006 года сроком начала строительства двух крупнейших из планируемых объектов (RIVER PARK и EUROVEA).Начало строительства крупного прибрежного комплекса RIVER PARK – весна 2006 г. Автор проекта Эрик ван Эгераат вписал «крупными мазками» этот объект в панораму набережной. Много споров вызывает размещение комплекса на территории парка культуры и отдыха, хотя участок будущего RIVER PARKa сейчас практически свободен. Интересы застройщика распространяются на весь ПКО – есть планы модернизировать существующие здания, возродить парк. Требование городских властей – максимальная осторожность при включении комплекса в сложившийся силуэт города: сбегающие к реке отроги Карпат, богатые панорамы старого города и сильная доминанта – братиславский Град. Создавая новый общественно значимый объект, автор предпринял оригинальный ход: во избежание возможного конфликта высоток с Градом выдвинул один из объемов над дунайскими водами, эффектно «уложив» доминанту комплекса. Застройка представляет собой совокупность объектов пластически избыточных и простых – максимально остекленных, что, по мнению автора, должно помочь избежать ощущения массивности, нагромождения, оставить место воздуху. Предусмотрена реконструкция и расширение набережной прогулочной эспланады. В RIVER PARKе на площади 43 000 м2 разместятся пятизвездочный отель Кемпински на 200 номеров, 340 квартир класса «люкс», 28 000 м2 высококлассных офисов, кафе, рестораны, магазины, фитнесцентр, банк и другие службы для жителей и посетителей. Офисы обращены в сторону шумной магистрали, жилье – к реке. Под землю спрятаны автостоянки и боксы для загрузки предприятий обслуживания.
>На восток от RIVER PARKa, ближе к центру в более отдаленной перспективе планируется реализовать не менее важный проект «Zuckermandel» («Миндаль в сахаре») – по старинному названию этого места, являющегося частью Подградия – территории уже «самее самой» по важности в организме прибрежной зоны, расположенной между Градом и набережной. Историческую застройку на этом лакомом куске городского центра с кондитерским названием, впрочем, как и на остальных частях Подградия, успели снести в социалистические времена, очищая место для проектов, которые не успели полностью воплотить. Свидетельство тогдашних упрощенно-угловатых решений – три панельные башни с почти «хрущобными» внутренностями, вторгшиеся в городскую панораму.
|