На рынке телевизоров с диагональю большого размера наступает настоящая война. Нет, она уже идет, по меньшей мере, пять лет в странах Запада и Востока, и три года в России. Никому не надо объяснять разницу между нашими рынками бытовой электроники и то, что с каждым годом наш рынок телевизоров все более и более походит на рынки Европы, Дальнего Востока и США, однако российская специфика никуда не уйдет с рынка и всякий продавец строит свои планы продаж и развития в соответствии с ней. Давайте же попробуем проанализировать сегодняшнее состояние рынка больших диагоналей и проследить некие прогнозы на ближнее будущее.
Начать, я думаю, следует с данных исследовательских компаний, которые гласят, что через три года каждый третий проданный телевизор в мире будет поддерживать HD-разрешение, а число проданных Full HD телевизоров уже в этом году увеличится в 4 раза. При этом в России объемы продаж таких телевизоров все еще незначительны, так как цена аппаратов высокого разрешения все еще выше психологической отметки «доступности» товара для нашего покупателя. Однако именно 2007 год вселяет оптимизм крупным игрокам на рынке телевизоров с большими экранами. По данным исследовательских агентств в этом году ожидается резкое увеличение спроса на подобные телевизоры.
Одновременно с этим разгорается маркетинговая война между основными технологиями большеэкранных телевизоров. Точнее борьба развернулась между двумя главными конкурентами жидкокристаллическими и плазменными телевизорами. Аналитики предполагают, что доля проданных ЖК-телевизоров составит концу года 57%, а плазменных — 34%. А если учесть что аналитики (например, из агентства Displaybank) оценивают суммарный объем мирового рынка высокочетких телевизоров в почти 20 миллиардов долларов, то мировым телевизионным брендам есть за что побороться.
Конечно, Россия сегодня как была, так еще и остается империей электронно-лучевых телевизоров, например, доля телевизоров с диагональю от 40 дюймов и выше, как ЖК, так и плазменных с разрешением матрицы Full HD (по оценкам Panasonic) составляет не более 5%, но тенденции продаж показывают резкое увеличение продаж большеэкранных плоскопанельных аппаратов. Прогнозы говорят о предстоящем снижении цен как на ЖК, так и на плазменные телевизоры. По прогнозам аналитиков компании iSuppli в 2007 г. в мире будет продано 75,2 млн. ЖК-телевизоров, что на 42,7% больше, нежели в 2006, в 2008 г., полагают в iSuppli, объемы продаж телевизоров составят 100 млн. штук. Объемы продаж в свою очередь позволят увеличить инвестиции в это же производство, что вызовет еще большую волну удешевления дюйма большого экрана. Аналитики, работающие с российским рынком, подчеркивают, что увеличению спроса на телевизоры большого размера и разрешения будут способствовать и массовые продажи HD DVD плееров с российским и русскоязычным фильмовым контентом, который ожидается с началом продаж в апреле первого полностью адаптированного HD DVD плеера от компании Toshiba. Этому также будет способствовать и запуск в России трех заводов по тиражированию дисков данного формата. Напомню, плеер будет продаваться по цене 20 тысяч рублей, а диски с фильмами на уровне 500 рублей. На повышение интереса покупателей в крупных городах будет оказывать влияние и развитие цифровых сетей кабельного телевидения с высокочетким сигналом.
Однако если говорить о самом массовом сегменте рынка плоскопанельных телевизоров, то это, конечно же, жидкокристаллические телевизоры с диагональю от 32 до 37 дюймов. По данным сети супермаркетов электроники «Эльдорадо», только в 2006 г. в денежном выражении объемы продаж ЖК-телевизоров в России возросли более чем на 200%, а в штучном исчислении — на 151%. Популярность ЖК ТВ объясняется предельно просто – это самая доступная для населения сегодня технология Большого Экрана. Дело дошло до того, что компании, ранее ставившие исключительно на плазменную технологию начали от нее отказываться в пользу ЖК-технологии. Всем известен пример Sony, которая закрыла свое производство плазменных панелей и перенаправила инвестиции в ЖК-проекты.
Компании Sharp вложила гигантские деньги в крупнейший завод по производству ЖК-панелей нового поколения. Прошли слухи в прессе, что и компания Philips решила отказаться от плазменного производства, но эти слухи практически сразу были опровергнуты представителями компании.
Разделение по приоритетным технологиям особенно хорошо видно на примере компании Panasonic, которая не только не отказалась от производства плазменных панелей и телевизоров, но и решила потратить немалые средства на пропаганду данной технологии. Однако компания развивает технологию плазмы не в ущерб ЖК-направлению, которое компания считает также довольно перспективным. Примерно также параллельно развивает свои телевизоры и другой лидер по производству плазмы компания Hitachi, которая недавно представила новую серию плазменных и ЖК-телевизоров с диагоналями 32, 37, 42 и 50 дюймов с разрешением 1080р и съемным жестким диском на 160 Гб. Этот любопытный симбиоз позволить переносить медиафайлы с компьютеров на телевизор и обратно, так как сам телевизор позволяет осуществлять запись на подобный диск.
И все-таки, несмотря на популярность ЖК-телевизоров, на рынке плоскопанельных телевизоров с большим экраном наблюдается некая сегментарность по размеру экрана. Так если стоимость телевизоров до 40 дюймов диктует покупателю приобретение ЖК-телевизора, то лидерами продаж класса устройств от 50 дюймов и выше по-прежнему останутся плазменные телевизоры, в первую очередь благодаря их стоимости. Несмотря на столь активные планы ведущих производителей жидкокристаллических матриц, объем продаж ЖК-телевизоров с длинами диагоналей от 50 дюймов и выше за 2007 год составит в ближайшее время всего лишь 1% от общего числа ЖК-телевизоров, сообщает аналитическое агентство DisplaySearch.
Спрос на плазму растет, хотя и не так быстро как на ЖК-телевизоры, и это объясняется как раз сектором рынка, у нас телевизоры с диагональю от 42 дюймов и выше покупают все же реже. «Увеличение спроса на „плазму“ вполне объяснимо, — считают и в компании Samsung. — Этот продукт уже далеко не нов. Технология отработана, производство становится более дешевым. Увеличение продаж ЖК связано с тем, что данный сегмент российского рынка до сих пор не насыщен, в то время как спрос на продукцию на фоне появления новых и достаточно доступных в ценовом плане решений возрастает. Мы считаем, что никаких принципиальных изменений в текущем году не будет, и полагаем, что 2007 год будет также годом ЖК».
А первый вице-президент Samsung по связям с инвесторами Чу Вусик (Chu Woosik) сказал следующее – «Все, что имеет диагональ от 40 дюймов, пока еще достаточно дорого. Мы весьма активно инвестируем ЖК с целью снизить цены». Такахами Кокичи, генеральный менеджер департамента потребительской электроники Panasonic сказал дословно следующее: «Компания связывает большие надежды, в первую очередь, с рынком плазменных телевизоров, на котором является одним из лидеров. На рынке ЖК-телевизоров достаточно много игроков и высока конкуренция. Здесь же мы хотим добиться лидерства. Одним из наших последних заметных шагов, предпринятых для достижения обозначенной цели, является открытие крупнейшего завода в Японии по производству плазменных экранов. Мы вложили в него $1,6 млрд, а к 2007 г. хотим производить до 6,5 млн телевизоров в год. Мы настроены однозначно, и у нас есть четкая стратегия: в 2007 г. мы хотим стать компанией номер один на рынке плазменных панелей».
Похоже, что в ближайшее время мы говоря «плазма» будем подразумевать Matsushita (торговая марка Panasonic), а говоря Panasonic будем говорить о плазме. Называем же мы все копировальные аппараты «ксероксами».
|