А.БОЖКО «СОВРЕМЕННЫЙ УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ»
Историческая справка.
Национализм в украинской терминологии 19-го столетия воспринимался однозначно, как национальная осознанность и патриотизм. Он базировался на основах гуманной философии и объединял национальную идею с демократическими ценностями.
С начала 20 ст. национализм в Украине все выразительней набирает оттенки партийности и начинает базироваться на принципах революционности, монопартийности, вождизма и т.д. После обоснования этих утверждений Д. Донцовым в его работе «Национализм» идея национализма все более идентифицируется с антидемократической теорией.
Известные украинские политологи по-разному определяли национализм 19 и начала 20 ст..
Так, О. Бочковский определял его как «национализм и паннационализм», В. Липицкий – как «патриотизм и национализм», а С.
Рудницкий считал, что «действующий новейший национализм – это не партийное дело, что национально должны думать все без разницы партии; от коммунистов и анархистов до крайних правых.»
Потому что правдивый космополитизм, интернационализм без национализма невозможен. Будущее объединение человечества в единую общность не может никогда состояться вне народа, а только при народах, при достаточном развитие новейшего национализма.
Яркими представителями проповедования национально - государственнического национализма были С. Днистрянский (1870-1935), , В. Старосольский (1878-1942), О. Бочковский (1884-1939), С. Рудницкий (1877-1937). Они предлагали форму государственного управления как национальное демократическое государство с правом народа на самоопределение в этнических границах. Межгосударственное объединение они видели в форме союза народов конфедеративного типа.
А такие политики как Ник. Михновский (1873-1924), Д. Донцов (1883-1973), Ник. Сциборский (1897-1941), С. Бандера (1909-1959), Я. Стецько (1912-1986) исповедовали идеологически-интегральный национализм. Они определяли форму государственного управления как народная республика с национальной диктатурой как тип политического режима. Они признавали национальную идею в виде утверждения нации (этничной) как объединяющим и единственно действующим фактором общественного и государственного развития.
Националистическая риторика держится на трех столбах: традиционной философии, этническом романтизме и исключительности, а также эмбрионном состоянии гражданского общества. Традиционная философия базируется на прославлении достоинств нации, ее религии, отстаивает ограниченный индивидуализм. Под этническим романтизмом и исключительностью понимают активную апелляцию к национальным символам и мифам, связывая их с текущим моментом.
Наконец, правящая элита, в первую очередь, ее лидеры любым способом стараются создать для себя харизму спасителей нации. Так, например, окружение Президента Л. Кучмы провозглашает его «верховным арбитром нации», «президент – это что-то выше», «Л. Кучма – президент от Бога», и просто «ПАПА родной» по словам названого сына В. Ющенко.
Современный украинский национализм
Он несет в себе те же типовые идеологические основы и характеристики, что и в любом другом государстве. В первую очередь стран Африки и Азии, бывших стран Югославии и Советского Союза. Как правило, режимы в этих странах нельзя охарактеризовать как демократические.
При существовании единого многонационального государства – Советского Союза – украинский национализм имел одну цель. Добиться полной политической и экономической независимости Украины как суверенного государства.
Ярким представителем национального движения конца 80-х годов был народный РУХ за перестройку. Рожденный на основе националистической идеологии и состоящий из диссидентов, политзаключенных и национально-сознательной интеллигенции РУХ сумел поднять десятки, сотни тысяч граждан Украины на отстаивание независимости и суверенности будущего государства УКРАИНА. И в этом было его прогрессивное значение на этапе становления государства.
После того, когда Украине практически подарили независимость коммунистические мутанты, управлявшие всей страной из Москвы, наши доморощенные «националы» растерялись. А что же дальше? Сменив атрибуты и символику государства, натянув джинсы на шаровары, а футболки «Адидас» на вышиванки они стали ждать, когда вареники будут сами прыгать в их разинутые от крика «Ганьба» рты. Прошел месяц, два, три, год, два …. И здесь сработал неотвратимый закон назначения идеологии национализма при зарождении капиталистических общественных отношений, а проще «дикого бандитского капитализма».
Она (национал идея) стала, как и следовало ожидать, мистическим орудием новой буржуазной, коррумпированной власти, ее идеологическим глашатаем. Десять лет в Украине только и идет разговор о т.н. национальной идеи, идеологии, которая якобы выведет страну на необозримые просторы изобилия и всенародного богатства. Власть с удивительной настойчивостью распространяет эту новость. Как известно, чем беднее живет население, чем оно безграмотнее, тем лучше и правдивее воспринимается идеология национализма. Но практическое отсутствие внешнего врага заставляет власть использовать эту идеологию не по назначению.
Нам следует обратить внимание на особенности так называемого современного украинского национализма. Это течение весьма разнородно, но его основная и самая влиятельная часть с национализмом имеет сугубо внешнее сношение.
По сути, современный украинский национализм это подлог, некий эрзац, примитивный фарс, использующий фразеологию и взрывчатую энергию национализма, для целей, лежащих за границами украинской идеи как таковой. Ибо ядром данного течения является чужеродная и чужеземная идеология, а его проводники строят личную карьеру под крышей иностранных государств: США или Канады, Польши или Австро-Венгрии, Германии или Швеции.
По определению, националист не может быть врагом своего отечества. Между тем самое грандиозное предательство совершают нынешние эрзац - националисты, помогающие Западу проводить колонизацию Украины и вовлекающие ее в НАТО, чтобы на века побить горшки с Россией и др. странами славянского мира. И эту бесконечную вражду, как политический капиталец, заложить Западу. Украинский национализм точнее можно назвать сепаратизмом, ибо речь идет об отторжение, и подчинение Западу и США исконных земель и всего населения Украины. Именно сепаратистская цель служит идеологам эрзац национализма своеобразной матрицей для создания всевозможных мифов.
Так властью срочно был придуман внутренний враг, виноватый во всех невзгодах и бедах народа – Россия, русский язык, коммунисты и др. левые партии и движения. Все злопыхательское словоблудие местечковых и т. н. «диаспоровских» спасителей нации было направлено на «врагов нации». Маскируясь притягательными лозунгами о национальной «самостийности и незалежности» власть отобрала у народа право на труд, медицинское бесплатное обслуживание, дешевое жилье, нормальное пенсионное обеспечение, право молодежи на бесплатное образование, право народа на беспрепятственное общение с другими народами-братьями. Вот результат внедрения в жизнь идеологии буржуазного украинского национализма. Союз фарса и трагедии.
Что же касается взаимоотношения национализма и демократии, то они, как правило, проходят в два этапа. Вначале национализм есть условием для демократических преобразований, а движение за демократию может приобретать националистическую форму.
С достижением своей главной цели – созданием национальной державы – национализм превращается в силу, которая стопорит демократический процесс. Как показывает исторический опыт, политики, которые получили власть благодаря националистической программе, никогда не спешат с демократизацией общества. Они просто в ней не заинтересованы, потому что при демократии им придется уступить власть другим. Для таких политиков законным считается удержаться при власти даже при угрозе опасности для государственности.
И здесь национализм становится удобной ширмой для власти. Создание независимого государства для национализма есть целью, но и достижение цели в этот момент становится для него и кризисом. Цель достигнута, а значит, теряется сенс существования.
Как уже упоминалось выше, необходимым условием существования национализма есть наличие врага – как внешнего, так и внутреннего – который угрожает завоеванной государственности. Даже если таких врагов не существует – идет их постоянный поиск, создаются вымышленные или клеймятся те, кто придерживается других взглядов.
Наглядным примером взаимодействия национализма и демократии есть политическая, экономическая и социальная ситуация на Украине. Союз украинского национализма и демократии под названием национал - демократии безнаказанно на протяжении 13 лет грабит собственный народ.
Но смогла бы она существовать, если бы в Украине не было политических и общественных организаций, которые не только позволяют ей это делать, не только проповедуют такую идеологию на пользу власти, но и вместе с ней грабят и издеваются над собственным народом. Кто же эти герои? Кто же себя называет украинскими национал - демократами?
Прежде всего, это партии открыто обслуживающие сегодня Президента и власть. Это - НДП (В. Пустовойтенко), ДемСоюз (В. Горбулин), партия зеленых (В. Кононов), «Трудовая Украина» (С. Тигипко), ПППУ (А. Кинах), СДПУ(о) (В. Медведчук), аграрная партия (М. Гладий), партия регионов (В. Янукович), партия «Единство» (А. Омельченко), УРП "СОБОР" (А. Матвиенко).
К следующему блоку представителей буржуазной национал - демократии, а значит, антинародной идеологии можно полностью отнести партии, которые поддерживают Президента и власть исподтишка, закулисно. Они уже тринадцать лет работают лакеями при Президенте и власти.
Это партии, которые входят в блок В. Ющенко. РУХ (Б. Тарасюк), УНР (Ю. Костенко), ПРП (В. Пинзенык), «Солидарность» (П. Порошенко), «Вперед, Украина» (В. Мусияка), УХНС (В. Стретович), групки национал-социалистов, УНА, КУН, ОУН и сам В.Ющенко с Р.Бессмертным, И. Плющем и Ю.Ехануровым. Сегодня к ним примкнули "Батькивщина" (Ю. Тимошенко) вместе с СПУ (А. Мороз).
Таким образом, практически именно эти политические силы, исповедуя идеи эрзац - национализма и буржуазной демократии, являются ответственными перед народом Украины за все, что случилось с нашей Родиной. Именно с их участием или молчаливым согласием мы теряем свою национальную гордость и самостоятельность, истинную народную демократию и социальную защищенность. Именно их многолетний фарс перед народом привел страну к трагедии.
|