•  Главная
  •  Статьи
  •  Аккаунт
  • Размещение статей
  • Контакты
  •  
Главная >> Предыдущая страница >> Статья: Мифы о пещерах старого Мариуполя

Мифы о пещерах старого Мариуполя

27.04.2011, 21:26

Пещеры под старым Мариуполем уже достаточно долгое время не дают покоя городским краеведам, историкам, работникам музея и просто любопытным гражданам города. Известно точно, то что под нашим городом находятся исскуственые пещеры, это не вымысел, этому имеются подтверждение свидетелей и чрезвычайно много фактов. - В пятидесятые годы на улице Артема, прямо напротив магазина "Рыба", который находится в доме со шпилем, под землю провалился автобус который проезжал мимо. Об этом нам поведал мариуполец Николащенко Олег. - Подземный ход который увидели, был выложен кирпичом и имел сферический свод. Два метра состовляла его высота.

Видели тоннель ученики и учителя средней школы №11. При этом учитель истории говорил, что один из тоннелей якобы проходит от Базарной площади (ныне площадь Освобождения) к Центральному скверу, а второй - в сторону нынешнего междугородного вокзала.

О подземных ходах под городом писал и известный мариупольский краевед Аркадий Дмитриевич Проценко. Это он озвучил версию о том, что в этих тоннелях прятались обитатели городка, когда в ходе Крымской войны 25 мая 1855 года прорвавшаяся через Керченский пролив англо-французская эскадра обстреляла Мариуполь и высадила на берег десант. Из этого следует, что эти подземелья были хорошо известны мариупольцам. Но кто и когда их вырыл? И, самое главное, - зачем? Греки однозначно не могли это сделать, утверждал историк и автор многих книг по истории Приазовья и Мариуполя, ныне уже покойный Николай Григорьевич Руденко. Ведь эти подземелья им просто были не нужны. Греки никогда не собирались прятаться и не ожидали опасности здесь, в Приазовье, они чувствовали себя защещёнными.

То есть, повода для создания целой сети подземелий под городом, у них просто не было. И еще один аргумент: вряд ли бы горожане взялись за такое трудоемкое дело, если даже в 1871 году дороги и улицы были еще не мощеные, в городе была грязь непролазная. О чем и написал корреспондент морской газеты "Кронштадтский вестник", побывавший в то время в нашем городе. Года три уже мариупольцы толкуют о мостовых, но, увы, только лишь толкуют. Она только центральная улица довольно чиста, хотя и вымощена безобразно. Вот только по этой улице и можно понять, что Мариуполь - город не бедный. Боковые улицы в Мариуполе узки и грязны до невероятности. Однажды я хотел перейти улицу, но передо мной лежала свинья в глубокой луже и я никак не мог её обойти. Пока я стоял и думал, подошел грек, которому тоже надо было перейти на другую сторону. Он взял камень, бросил его в грязь и, наступив одной ногой на камень, второй - на свинью, перепрыгнул на сухое место. Я хотел было последовать примеру грека, но, увы, свинья встала и перешла на другое место…".

Вот так обстояли дела в Мариуполе. А значит, считает Николай Руденко, остаются только две версии возникновения подземных ходов. Первая - подземные ходы сделали казаки. Но эту версию можно сразу отставить, потому что казаки никогда не прятались. Они предпочитали погибнуть в честном бою, но не прятаться. Именно так погиб в 1769 году весь немногочисленный гарнизон крепости Кальмиус, сражаясь с татарской ордой. Из этого вытекает, что тоннели вырыли скорее всего бродники, о которых большинство энциклопедий, в том числе Брокгауза и Ефрона и "Большая Советская Энциклопедия" сообщают, что это были "остатки древнеславянского населения берегов Азовского моря и Нижнего Дона (VII - VIII вв. )". И именно эта версия более вероятна.

Именно они, бродники, выстроили древний город Адомаху и вырыли подземные ходы. Ведь в средние века (V - XVII вв. ) все города строились как крепости, и под большинством из них рылись тоннели, по которым в случае осады можно было добраться до источников пресной воды, а также производить вылазки для борьбы с осаждавшими врагами. - Входы или выходы из мариупольских подземных лабиринтов были обнаружены на обрывистом склоне южной стороны Городского сада, со стороны Слободки, - рассказывает редактор ТРК "Сигма" Андрей Василенко.

И, судя по направлению, вели они в сторону площади Освобождения и улицы Торговой. Но такие же подземные проходы существовали между городской тюрьмой, которая находилась буквально через дорогу от нынешнего театра, и зданием бывшего отделения КГБ. Это удалось установить еще в 60-х годах прошлого столетия. В завершении хотелось бы вспомнить еще один рассказ Аркадия Проценко: "В 1944 году я лично спускался в провал у дома № 1 по ул. Энгельса, рядом с Городским садом. Я хорошо помню, как он выглядел и в какую сторону старого города шел.

Но на сегодняшний день вряд ли там что-то осталось - слишком много строительных работ велось в тех местах. После очередного провала в районе площади Кирова даже на сессии горсовета поднимался вопрос о том, что Мариуполь мог бы стать туристической Меккой благодаря подземельям. Рабочие, которые восстанавливали этот участок дороги на пересечении бульвара Шевченко и проспекта Металлургов, рассказывали, что видели туннель с двухметровыми сводами, который шел в неизвестном направлении, но они побоялись зайти в него. В результате провал был быстро засыпан, а дорога отремонтирована.
Николай Скрипник


Категория: Страны/Города
Навигация по статьям:
Предыдущая в категории Страны/Города
Следующая в категории Страны/Города
  Партнеры