Вот и настал тот долгожданный момент, когда музыкальному аристократу, дорогому «Ленинградскому диксиленду» исполнилось ровно 50 лет. 50 лет – это ни 50 грамм, 50 лет – это долго, это целая эпоха! Для многих «Ленинградский диксиленд» — Азбука! 50 лет назад они впервые донесли до нашего слушателя, через многие лишения и границы волшебную музыку счастья, радости, любви, добра, легкой грусти и многих других человеческих чувств, которых, вроде, как и не было в, столь, неэмоциональной стране. «Старейший диксиленд на евразийском континенте», как окрестила его пресса, благодаря Алексею Баташеву. Поздравление любимого Артиста – дело не простое и очень ответственное, не говоря уже даже о написании простейшей заметки, посвященной юбилею. Тем более, когда ты — рядовой слушатель, которого переполняют чувства. Весьма не привычно писать выдержанно и официозно. Да, «ЛД» переборол возраст Христа, и пережил его (физически), аж, на целых 17 лет (возраст абитуриента). Но в этом абсолютно, отсутствует какой-либо корыстный соревновательный момент.
Наши герои люди скромные, умные, и дипломатичные, и возрастная гонка, с единственным победителем-долгожителем, на пьедестале, конечно, не для них. Находясь на вершине Олимпа, «ЛД», выше всех этих показных «творческих долголетий», которыми кичатся, всяческие самовлюбленные, набившие оскомину, новомодные крунеры перед своими родственниками. «Пусть это продлится вечно…», — весьма символичная надпись на конверте, их одноименной пластинки, которую «Ленинградский диксиленд», явно, выбрал своим кредо на долгие годы. «Пусть это продлится вечно…» — это как, вы, наверное, поняли, приблизительный перевод с иностранного, названия знаменитого стандарта «it’s been a long, long time» (это там, где бушует страсть: «кисс ми ванс, зэн кисс ми твайс…»). «Ленинградский диксиленд» является одной из достопримечательностей города на Неве, в другом городе РФ, вы такого нигде не найдете. Понятно, что диксиленд играли во многих городах нашей многострадальной и многонациональной страны: и в Челябинске, и в Новосибирске, и даже в Москве. Но истоки диксилендовой школы в России, находятся именно в Петербурге, потому диксиленд, как вид традиционного джаза, в Питере всегда был развит лучше, чем в других городах страны, что подтверждено очень многими сведущими людьми. От осознания этого берет гордость за город, и за то, что такое явление могло произойти только в Ленинграде.Появление «ЛД» в 1958 году — это победа! Не смотря на то, что «ЛД» — исключительно питерское явление, они давно стали космополитами, гражданами мира. Объездив с концертами почти весь земной шар, их всюду принимали с огромным восторгом, а их высочайший уровень мастерства, был по достоинству оценен во многих странах, где «ЛД» многократно гастролировал, принимал участие во всевозможных фестивалях, побеждал на музыкальных конкурсах. Даже в Америке, на родине джаза, «Ленинградский диксиленд» был признан одним из самых лучших коллективов традиционного джаза в мире. Надеюсь, что многих переполняет радость. Как говорил Голос с верхней полки, в известном анекдоте: «Кстати, о музыке…». Как известно, музыка – это Божий проводник, и исходя из этого, следует, что музыканты (если они таковые на самом деле) – ретрансляторы Бога. А т.к. речь идет о коллективе, виртуозно играющем демократичную и очень жизнерадостную музыку, с вышеозначенным умозаключением трудно не согласиться. Возможно, тогда, в октябре 1958 года, и сами музыканты не подозревали, что ожидание в пол-века приведет их к 50-летнему юбилею, хотя это и звучит странно и абсолютно не логично. Многое за эти 50 лет изменилось, очень многое — не в лучшую сторону, но все эти 50 лет именно музыканты «ЛД», были одними из тех немногих людей, кто вел огромную работу, несоизмеримую с другими – они дарили счастье и радость, абсолютно отчаявшейся публике своими мастерством, профессионализмом, самоиронией, мыслями, и взглядами на жизнь. «Ленинградский диксиленд» — всегда ever green! При чем, «Ever, ever!» Да, вечно молод, вечно весел. Скажу сам, как представитель значительно позднего, ненужного, поколения, что все, вместе собранные, участники «Ленинградского диксиленда», намного моложе целого общежития тин-эйджеров. Эти обаятельные джентльмены возвращают нас в те наивно-лирические прекрасные времена, при чем в реальном времени, а это порою необходимо, чтобы отвлечься от повседневных надоевших ужасов. Разумеется, это все происходит по собственному желанию. Нынешние слушатели, рожденные в перестройку, на столько дифференцированы, что не знают, к какому подвиду, или жанру отнести ту, или иную музыку, которую они слушают, для упрощения собственной идентификации, в огромном числе слушателей и меломанов. Эти многочисленные упрощение, вызывает еще большие осложнения, потому что дальше — проще уже некуда. Но есть одно грамотное решение этой задачи: ровно 50 лет назад, в октябре 1958 года, в Ленинграде, два двадцатилетних джазовых музыканта, разделили музыку так, как надо. Разграничив ее лишь на два жанра – Хорошая музыка и плохая. И не надо никому доказывать этого мнения, а тем более навязывать, ведь слушатель, желающий услышать, сам рано или поздно это поймет. С этих двух приятелей и начинается история «Ленинградского диксиленда».
Этими двумя прекрасными друзьями-музыкантами были трубач Всеволод Королев и кларнетист, а также саксофонист Александр Усыскин. Условившись играть исключительно хорошую музыку (плохая сама находит себе дорогу), и заниматься ее пропагандой (ведь, порой, даже очень хорошая музыка по достоинству недооценена, или вовсе, незаслуженно обделена вниманием и забыта) двое друзей занялись постоянными репетициями, совершенствуя и оттачивая технику игры на своих инструментах. Тогда же ими было принято серьезное решение – ИГРАТЬ ДИКСИЛЕНД. Да, этим неплохо пытались заниматься и раньше, тот же О.О.Кандат, например. И это дело получило логическое продолжение у следующего поколения тогдашних молодых музыкантов середины 1950-х годов! Понятно, что играть настоящую музыку, надо профессионально: качественно и стильно, постоянно самосовершенствуясь, и ведя постоянную просветительскую работу с новыми слушателями, открывающими для себя мир магии и волшебства традиционного джаза. Итак, поставив перед собой такие сложные, важные, и в то же время благородные задачи, двое молодых людей стали искать единомышленников-энтузиастов. Быть энтузиастом в стране, в которой любая инициатива наказуема – очень сложно. Но все-таки настоящие энтузиасты (в хорошем смысле этого слова) нашлись. Именно, Энтузиасты, а не «активисты». В ту пору, во вторую половину 1950-х годов, в Ленинграде уже открываются первые джазовые секции и кружки. А осенью 1958 году открывается (правда не на долго) и первый в городе, и, очевидно, во всем СССР, джазовый клуб, который так и назывался «Джаз-58», сокращенно «Д-58» (в последствии, трансформировавшийся в клуб «Квадрат», в декабре 1964 г.), созданный по инициативе Натана Лейтеса и его друзей. Там и начинаются первые концерты коллектива «Ленинградский диксиленд», который тогда, в самой ранней стадии, своего существования, назывался «Семеро молодых». Известны и такие варианты названия этого состава: «Семеро диксилендовых парней», «Семеро парней», «Seven Dixieland jazz-band» и т.д. Таким образом, в прото-версию «ЛД» — ансамбль «Семеро молодых», вошли следующие музыканты: тромбонист Борис Локшин «Боб», контрабасист Николай Максимов, барабанщик Валентин Колпашников, банджист, гитарист и вокалист Юрий Акулов «Каракула», пианист Эдуард Левин «Эдисон», и конечно же, сами основатели оркестра Сева Королев – труба, а иногда и пианино, и Александр Усыскин – кларнет, саксофон.
Вскоре начинаются концерты «Молодых» на танцах, эстрадах парков и садов, студенческих мероприятиях, вечерах отдыха, разных халтурах, в институтах, кафе, ресторанах, клубах и т.д. К концу 50-х — началу 60-х годов, того века, в Ленинграде появляется множество джазовых, преимущественно, любительских, самодеятельных коллективов. Одних диксилендовых ансамблей в городе было по разным подсчетам с десяток, а может и больше. Естественно, что все музыканты, друг с другом были, так или иначе, знакомы, рано или поздно пересекались, и, конечно, не редко подменяли друг друга. Естественно, происходили замены и в ансамбле Королева-Усыскина – «Ленинградский диксиленд»: вскоре за басом появился новый музыкант, брат Валентина Колпашникова — Александр. Ранее оба брата "Колпака" уже успели поиграть вместе в ритм-группе диксиленда «Доктор Джаз» пианиста Юрия Руденко. Вскоре, к году 1961-62 они, покинули "Ленинградский диксиленд", и собрали свой диксиленд «Нева». В это самое время, в 1962 году, ансамбль берет себя гордое и звучное имя – «Ленинградский диксиленд». Через некоторое время к, собранной братьями Колпашниковыми, «Неве» присоединился и Королев. В составе «Ленинградского диксиленда» началась текучка кадров. Барабанщики не редко менялись: к тромбонисту «Бобу» Локшину присоединялся его брат – барабанщик, банджист и вокалист – Григорий Локшин, тогда игравший в диксиленде тромбониста Алексея Канунникова. Менялись и другие музыканты. Королева заменяли замечательный трубач, вокалист, философ и яхтсмен Роберт Паузер («М..а-капитан»), а также участники диксиленда «Доктор Джаз» — замечательный трубач-стилизатор Марк Альтшуллер (ныне Германия), прекрасный трубач и вокалист Владимир Грибов, ныне преподаватель Санкт-Петербургского Музыкального Училища им. Мусоргского. Новым основным барабанщиком "ЛД" стал Владимир Яковлев. На басу иногда поигрывал Эдуард Москалев «Москаль», но вскоре он был заменен. Новым басистом в коллективе стал Юрий Мирошниченко(«Мышь»), также игравший на тубе. Он стал, практически бессменным басистом, в ансамбле, на очень долгие годы. В этот период, оставшись временно без Королева, ансамбль стал иногда зваться как «диксиленд Усыскина». В первой половине 1960-х годов покинул состав и Борис Локшин. На тромбонах вместо него стали играть следующие музыканты: участник многочисленных джазовых и эстрадных коллективов Александр Морозов, который по приглашению кларнетиста Геннадия Лахмана, вскоре также перешел в «Неву». Александр Кавлелашвили (он же «Швили», он же «Сэнди») – мультиинструменталист, также участник очень многих коллективов традиционного джаза, а затем и универсальный музыкант Эдуард Левин («Эдисон»), блестяще совмещавший игру на рояле и на тромбоне. Иногда на пианино играли Давид Голощекин, а иногда и Дмитрий Иванов из диксиленда Канунникова. В 1962 году «Ленинградский диксиленд» успешно выступил на параде диксилендов, организованном ЛЭТИшниками, и активистами ленинградских джазовых секций-кружков. В 1964 году в «Ленинградском диксиленде» на смену Владимиру Яковлеву, появился блестящий барабанщик и прекрасный вокалист Александр Скрыпник из диксиленда «Гамма-джаз» Александра Дрочева. «ЛД» выходит на профессиональную эстраду Ленинграда, и играет Отделе Музыкальных Ансамблей при Ленинградском Отделении Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединении (Ленконцерт). Вскоре к Усыскину вновь присоединяется Королев, покинувший ансамбль «Нева», и вернувшийся в родной «ЛД». На ближайшие 9 лет, вплоть до трагической гибели Королева в 1974 году, сформировывается постоянный знаменитый классический состав «ЛД». Они принимают активное участие в джазовой жизни Ленинграда, выступают на городских джазовых конкурсах, смотрах, джэмах, начинают выступать вместе с Иваном Саниным и Яковом Фельдцером. В марте 1965 года, как всегда с успехом, «Ленинградский диксиленд» выступает на 1-ом Ленинградском Джазовом Фестивале, организованном при активном участии джаз-клуба «Квадрат». В 1966 году, из диксиленда «Нева» к Усыскину и Королеву переходит банджист и вокалист Борис Ершов, который заменяет Юрия Акулова. Таким образом, тогда сформировался костяк коллектива. С середины 1960-х годов музыканты «Ленинградского диксиленда» стараются не меняться. Передняя линия: Королев – труба, Усыскин – кларнет, саксофон, Левин – тромбон, пианино; по ритму: Мирошниченко – бас, туба, Ершов – банджо, вокал, Скрыпник – ударные, вокал. В этом составе «Ленинградский диксиленд» начинает выступать не только в родном городе на Неве, но и много гастролировать по всем уголкам Советского Союза. Музыканты занимаются написанием оригинальных аранжировок на классику традиционных джазовых стандартов, а также русских народных мелодий и произведений советских композиторов. В апреле 1966 года «ЛД» выступает на 2-ом Ленинградском Джазовом Фестивале. В январе 1967 года, на Старый Новый Год, «ЛД» выступил на 1-ом ночном джем-сэйшне в Ленинграде. Весной 1967 года «ЛД» выступает на 4-ом Московском фестивале молодежных джазовых ансамблей. А в мае 1967 года «Ленинградский диксиленд» успешно выступил на международном джазовом фестивале в Таллинне. Выступление транслировалось по телевидению. Фрагменты таллиннских и московских гастролей «Ленинградского диксиленда» были изданы на пластинках. Далее «Ленинградскому диксиленду» последовало приглашение на международный джазовый фестиваль в Прагу. На Пражском Джазовом Фестивале летом 1967 года, «ЛД» был отмечен бурей аплодисментов зрителей! А организаторы фестиваля совместно с фирмой «Amati» за превосходную игру вручили Севе Королеву фирменный корнет! Тем же летом 1967 года «Ленинградский диксиленд» выступает на 1-ом джэме, проходившем на, ставшем легендарным, джазовом пароходе клуба «Квадрат». В декабре 1967 года hot six «Ленинградский диксиленд» с огромным успехом выступают на тогдашнем главном, теле-шоу года, для всего С.С.С.Р. – «Голубом огоньке»!Тогда же последовали съемки «Ленинградского диксиленда» в фильмах «Семь нот в тишине» и "Город и песня". В 1968 году «ЛД» гастролирует в Венгрии! В августе 1968 года под девизом «За солидарность, Мир и Дружбу!», «Ленинградский диксиленд» выступает в болгарской Софии, на 9-ом Всемирном Фестивале Молодежи и Студентов. В том же 1968 году, в творческой биографии «ЛД» происходит знаменательное событие – выпуск первой полноценной пластинки коллектива включающей в себя записи образца 1967 и 1968 годов. Ранее выпускались только миньоны и сборники, а в магнит.издате гуляли пленки с любительскими записями концертов и джэмов. Кстати, у меня самого хранилась одна из подобных любительских пленок, разумеется, плохого качества, сделанная на случайно оказавшийся под рукой магнитофон. На ней был записан совместный джэм «Ленинградского диксиленда» и «Невы» в кафе «Ровесник» («Серая лошадь»), на Выборгской стороне. Запись середины 1960-х годов, которая чудесным случайным образом была запечатлена на ленту. Ну, да ладно. Вернемся к истории Истории. В октябре 1969 года «ЛД» здорово выступил на знаменитом международном джазовом фестивале «Jazz Jamboree» в Варшаве (Польша). Далее были гастроли в Берлине и Будапеште! По таким поводам, в это время "ЛД" вновь не редко расширяется от секстета до септета. В таких случаях к "ЛД-шникам" присоединялся тромбонист диксиленда "Доктор Джаз" — Анатолий Чимирис. Чимирис заменял "Эдисона" на тромбоне, а сам Левин садился за рояль. В 1970 году выходит вторая долгоиграющая пластинка «Ленинградского диксиленда». В 1971 году «Ленинградский диксиленд» принимает участие в ленинградском концерте «параде» диксилендов. В начале 1970-х годов «ЛД» выступает на лекциях В.Б.Фейртага. В 1972-73 годах «ЛД» прекращает работу в программах Санина-Фельдцера. В начале 1974 года "Ленинградский диксиленд" снимается в очередном фильме-концерте, который называется "Весенний калейдоскоп". Тогда же продолжаются постоянные гастроли «Ленинградского диксиленда», филармонические абонементные концерты. Но вскоре произошла трагедия! 19 августа 1974 года в Крыму погиб Всеволод Королев – один из основателей «ЛД». Как рассказывал один из очевидцев этого страшного происшествия, друг Севы – Жора-Южанин, врачи стали делать искусственное дыхание, но не успели его спасти…
Руководством оркестра стал заниматься Александр Усыскин. После смерти Севы Королева на трубе в «Ленинградском диксиленде» стал играть прекрасный Георгий Чиков – на тот момент участник диксиленда "Традиционал" саксофониста и кларнетиста Геннадия Лахмана, и, кроме того, участник других многочисленных музыкальных коллективов. Вскоре Чиков покинул «ЛД», и перешел в ансамбль джазовой музыки Давида Голощекина, где вместе с Михаилом Костюшкиным, а чуть позже и с, присоединившимся к ним, Валерием Зуйковым составляли брасс-секцию коллектива. В 1975 году на смену Чикову, пришел замечательный трубач, вокалист и банджист Владимир Воронин «Ворона», из диксиленда Канунникова. Нельзя не упомянуть обаятельную манеру пения Воронина, которая стала одной из визитных карточек «ЛД». В 1978 году «ЛД» выступает на Тбилисском Джазовом Фестивале. Фрагмент выступления «ЛД» вновь издается «Мелодией» на соответствующей концертной пластинке. В том же 1978 году «Ленинградский диксиленд» совместно с саксофонистом Игорем Петренко вновь снимается в музыкальном кино. На этот раз в фильме-концерте «Городская фантазия». К слову, мне приходилось видеть и другие подобные кино-журналы Ленинградского телевидения, показывающие красоты питерских белых ночей, под музыку, в том числе не редко с участием «ЛД», но, увы, мне тогда было очень мало лет, и названий вспомнить не могу. Осенью 1978 года «Ленинградский диксиленд» отметил свое 20 – летие выступлениями на радио и телевидении, а также юбилейными концертами. Между тем, в 1979 году выходит в свет третий по счету полноценный long play «Ленинградского диксиленда». Третья по счету song book традиционного джаза, в первоклассном исполнении «ЛД». В том же 1979 году «Ленинградский диксиленд» выступает на 9 –ом Международном диксилендовом фестивале в Дрездене. Фрагмент этого выступления «ЛД» издан на «Amiga» совместной пластинкой-сборником фестиваля. После этого «Ленинградский диксиленд» стал всегда желанным и, довольно, частым гостем на Дрезденском фестивале. На протяжении 1970-х и 1980-х годов «Ленинградский диксиленд» становится одним из самых ведущих джазовых оркестров не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В 1981 году «Ленинградский диксиленд» в очередной раз снимается в кино – в фильме-концерте «Спасибо за нелетную погоду» — своеобразном ремейке советской музыкальной комедии 1970 года выпуска «Бушует «Маргарита»». В начале 1980-х годов в основном составе «Ленинградского диксиленда» происходят изменения. В том же 1981 из оркестра Иосифа Вайнштейна в «Ленинградский диксиленд» приходит саксофонист Олег Кувайцев. Кувайцева назначают руководителем оркестра, он начинает выполнять административные функции, т.к. у Усыскина, к сожалению, к тому времени начались очень серьезные проблемы со зрением, он стал слепнуть. Вскоре на смену, увы, так рано ушедшему из жизни, универсальному музыканту Эдуарду Левину приходят следующие музыканты: старый друг «ЛД» — прекрасный джазовый тромбонист, лидер собственных коллективов Анатолий Чимирис, а также молодой пианист и композитор, выпускник Консерватории Константин Дюбенко. Итак, основной состав «Ленинградского диксиленда» образца 1980-х годов выглядел приблизительно следующим образом: Олег Кувайцев – саксофон, Александр Усыскин – кларнет, Владимир Воронин – труба, вокал, Анатолий Чимирис – тромбон, Константин Дюбенко – пианино, Александр Скрыпник – ударные, вокал, Юрий Мирошниченко – бас, Борис Ершов – банджо, вокал. В первой половине 1980-х записи «Ленинградского диксиленда» издаются в оригинальной серии пластинок-сборников «Ансамбли Ленинграда». К тому времени "ЛД" успевает поучаствовать и в ленинградских джазовых фестивалях "Осенние ритмы". Начиная с середины 1980-х годов, с приходом перестройки, «Ленинградский диксиленд» наконец-то смог выехать с концертами в Америку. С 1987 года они постоянно гастролируют в Америке, принимают участие в американских джазовых фестивалях. Их первый приезд на Запад, и выступление на Диксилендовом Фестивале в Сакраменто вызвали настоящий фурор! Американцы были по-настоящему поражены игрой ленинградцев! С тех пор «ЛД» желанный гость и на Родине Джаза. В том же 1987 году выходит очередная пластинка «Ленинградского диксиленда», которая послужила названием этой заметки – «И пусть это продлится вечно». В 1988 году «ЛД» отмечает свой 30-летний юбилей. С 1989 года «Ленинградский диксиленд» входят в постоянный штат «Санкт-Петербургского Джаз-Филармоник Холла», художественным руководителем которого является Народный Артист России Давид Голощекин. В 1990 году «Ленинградский диксиленд» вновь снимается в кино. В замечательном фильме об истории питерского джаза «Когда святые маршируют». В начале 1990-х годов произошли вновь изменения в составе. В 1991 году на смену, к сожалению, ушедшему из жизни контрабасисту и тубисту Юрию Мирошниченко, приходит молодой музыкант, потомственный басист Григорий Воскобойник. В том же 1991 году в «ЛД» появились два новых музыканта: за рояль сел потрясающий пианист, вокалист и художник Владислав Панкевич – участник многих джазовых коллективов, а брасс-секцию «Диксиленда» усилил второй трубач Юлий Соур, ранее игравший в диксиленде «Гамма-джаз» Дрочева. Тогда же в этом составе они записывают двойную пластинку «The Leningrad Dixieland Jazz Band», которую в 1993 году переиздают на дисках. Вскоре в начале 1990-х годов Воскобойника на басу сменяет Владимир Кудрявцев, ранее игравший у Валерия Зуйкова и Давида Голощекина. Панкевича периодически заменяет пианист и врач Владимир Лыткин из знаменитого трио барабанщика и музыковеда Валерия Мысовского. С 1994 года «ЛД» — постоянно украшает своим участием замечательное, исключительно, питерское явление – джазовый фестиваль «Свинг белой ночи» — триумф джаза в Петербурге. В середине 1990-х годов постоянный состав «Ленинградского диксиленда» продолжает меняться. С 1995 года Владимир Воронин прекращает играть на трубе, но продолжает играть на банджо и петь. С этого момента по сей день основным трубачем «ЛД» становится Юлий Соур. «Ленинградский диксиленд» продолжает свою активную концертную деятельность: еженедельные концерты в «Филармоник-Холле», уникальные ежемесячные концерты-утренники для детей «Джаз-детям», прививающий маленьким слушателям хороший вкус и любовь к красивой музыке, частые гастроли по стране и за рубежем, совместные выступления с мировыми джазовыми величинами. Выступления по телевидению и радио, записи альбомов, интервью и статьи в прессе. Со второй половины 1990-х регулярно записываются и издаются новые альбомы «Ленинградского диксиленда»: «We Can't give you anything but Love», «By the way», «Flight Down To New Orleans», «Rout 66» и т.д. В 1997 году на смену басисту Владимиру Кудрявцеву приходит молодой басист Александр Бесчастный – участник многих джазовых коллективов. В 1998 году «Ленинградский диксиленд» дает концерты, посвященные своему 40-летию, в т.ч. и юбилейный вечер в «Филармоник Холле». Во второй половине 1990-х годов тромбониста Анатолия Чимириса заменяет потрясающий тромбонист Валерий Заварин – также участник многих джазовых коллективов, т.ч. и многих диксилендов. А затем и замечательный тромбонист Анатолий Александров «Аскольд» из знаменитого «St.Petersburg Nona brass band of popular jazz», к сожалению, ныне покойного тромбониста Виктора Мусорова. Новым басистом становится Юрий Снегуров из диксиленда Канунникова и других коллективов. Тогда же во второй половине — конце 1990-х годов в состав «Ленинградского диксиленда» также входят опытные молодые музыканты: сын Олега Кувайцева – Федор, который периодически играет на кларнете, замещая Александра Усыскина, и джаз-роковый барабанщик Сергей Лускин «Банан», который иногда выходит на замену Александра Скрыпника. Таким образом, с конца 1990-х по 2008 год, состав продолжает быть неизменным (конечно, если не учитывать подмены, которые происходят на протяжении всего существования оркестра): Кувайцев – саксофон, Усыскин – кларнет, Александров – тромбон, Соур – труба, иногда вокал, Панкевич – пианино, вокал, Юрий Снегуров – бас, Борис Ершов – банджо, вокал, Александр Скрыпник – ударные, вокал. Приблизительно так. Но это что касается музыкантов, которые считаются основным составом.
За всю, свою 50-летнюю историю существования «ЛД» является настоящей кузницей кадров, в коллективе играли выдающиеся музыканты, высокого мирового уровня профессионализма и мастерства. Стоит отметить, что и, конечно, по отдельности, каждый из музыкантов, работавших в составе «Ленинградского диксиленда», также был мощнейшей самостоятельной и независимой единицей. За свое полувековое существование в составе «ЛД» играли многие замечательные питерские джазовые музыканты – звезды джазовой сцены. Ниже привожу далеко не полный список музыкантов, когда-либо игравших в составе «Ленинградского диксиленда», вклад которых в историю джаза бесценен. Без них описание истории «ЛД», конечно, было бы не полным:
Трубачи:
Всеволод Королев, Роберт Паузер «М..а — капитан», Марк Альтшуллер, Владимир Грибов, Георгий Чиков «Джордж Джорджевич», Лев Щеголев, Владимир Воронин «Ворона», Михаил Чекавый, Юлий Соур, Николай Александров;
Тромбонисты:
Борис Локшин «Боб», Эдуард Левин «Эдисон», Александр Морозов, Александр Кавлелашвили «Швили, Сэнди», Валерий Заварин, Анатолий Чимирис, Анатолий Александров «Аскольд»;
Кларнетисты/саксофонисты:
Александр Усыскин, Виталий Смирнов «Литрович», Владимир Сараев «Сарай Палыч», Геннадий Лахман, Игорь Петренко, Олег Кувайцев, Валерий Зуйков «Ганс», Федор Кувайцев, Вадим Богорад, Константин Хазанович;
Барабанщики:
Владимир Яковлев, Валентин Колпашников «Колпак», Александр Скрыпник, Григорий Локшин, Игорь Голубев, Игорь Пирханин, Валерий Петров, Анатолий Казаков «Мекки-мессер», Вячеслав Султанов, Аркадий Николаев, Сергей Лускин «Банан», Константин Кувайцев, Сергей Булыгин «Булыга»;
Басисты:
Николай Максимов, Александр Колпашников, Эдуард Москалев «Москаль», Роберт Вилкс, Юрий Мирошниченко «Мышь», Виктор Смирнов, Александр Николаев «Сенатор», Юрий Снегуров, Борис Тимофеев, Григорий Воскобойник, Владимир Кудрявцев, Александр Бесчастный, Руслан Хаин, Екатерина Аристова, Андрей Воеводский;
Банджисты(в т.ч. и гитаристы):
Юрий Акулов «Каракула», Борис Ершов, Владимир Воронин «Ворона», Григорий Локшин, Евгений Беленький «Про…ей», Олег Еремин «Ерема», Юрий Силкин;
Пианисты:
Эдуард Левин «Эдисон», Юрий Руденко, Дмитрий Иванов, Анатолий Фомин, Давид Голощекин, Константин Дюбенко, Владислав Панкевич, Владимир Лыткин;
Вокалисты:
Юрий Акулов «Каракула», Роберт Паузер «М..а-капитан», Владимир Грибов, Борис Ершов, Валентин Колпашников «Колпак», Александр Скрыпник, Александр Кавлелашвили «Швили, Сэнди», Григорий Локшин, Нонна Суханова, Валентина Дегтярева «Дегтяриха», Светлана Плотникова, Валерий Ступаченко «Ступа», Марта Ковалевская, Владимир Воронин «Ворона», Валерий Заварин, Владислав Панкевич, Юрий Силкин, Jenny Evans (Великобритания, Германия), Jennifer Davis «J.D.» (С.Ш.А.).
… и многие другие.
Уверен, что это далеко не полный перечень музыкантов, когда-либо игравших в составе «Ленинградского диксиленда». Прошу заранее прощения, если кого-то забыл упомянуть. Сложно назвать список точным, так же как и далеко не обширны факты истории и биографии ансамбля, приведенные, мной, тут. Наверняка есть ошибки. Прошу еще раз прощения, но печатаю по памяти, при чем практически уже целую ночь напролет, да еще и немного выпив. Но при любой попытке изучения истории коллектива, особенно с такой богатой и долгой историей, ошибки, мне кажется, привычное явление. К сожалению, многих музыкантов-участников «Ленинградского диксиленда», упомянутых выше, уже нет в живых. Многие не дожили до 50-летия «ЛД». В разные годы, увы, ушли из жизни: Всеволод Королев, Роберт Паузер, Владимир Яковлев, Лев Щеголев, Борис Локшин, Эдуард Левин, Виталий Смирнов, Евгений Беленький, Владимир Сараев, Геннадий Лахман, Игорь Петренко, Игорь Голубев, Анатолий Казаков, Александр Колпашников, Эдуард Москалев, Юрий Мирошниченко, Виктор Смирнов, Юрий Акулов, Валентина Дегтярева.
В этом году тоже было очень много потерь. В 2008 году мы с трудом пережили страшное лето, один за другим мы потеряли потрясающих людей, чей вклад в искусство неоценим. Буквально за два жутких летних месяца ушли из жизни многие прекрасные, истинно, петербургские музыканты, настоящие легенды джаза, высочайшего мирового уровня. Вредная для печени и рассудка статистика.
Ушли люди, о которых не расскажешь просто так в нескольких скупых предложениях.
В начале июля мы простились с дорогим всем нам Израилем Хаймовичем Атласом – знаменитым ленинградским бэнд-лидером 1950-1960-х годов, чутким руководителем, с одним из долгожителей отечественного джаза, в популярном оркестре которого начинали многие замечательные джазовые музыканты города и страны. В одном ряду с Вайнштейном, Сегалом, Понаровским и другими выдающими бэнд-лидерами города тех лет занимает место и Израиль. Благодаря ему люди все больше ходили на танц.площадки не танцевать, а именно послушать оркестровую игру.
В конце июля ушел из жизни прекрасный, светлый, жизнерадостный человек и музыкант. Руководитель собственных ансамблей, один из лучших саксофонистов и кларнетистов, педагог, композитор, юморист — Валерий Иванович Зуйков, огромный знаток и представитель хард-бопа, модального и традиционного джаза, человек достойно, с честью продолживший традиции таких не похожих друг на друга Колтрейна, Гетца и Паркера. Дал путевку в жизнь очень многим молодым начинающим джазменам. Стоит отметить еще один важный факт. Его фигура для меня всегда была и будет окутана ореолом тайны. Это фантомная личность, которая подобно Мефистофелю в бестселлере неожиданно для всех появилась, вспыхнула во второй половине 1970-х на джазовой сцене и таким же загадочным образом исчезла. И в этом я вижу схожесть с трагической судьбой Колтрейна.
В августе этого года мы потеряли еще двух выдающихся людей и музыкантов, чьи биографии также тесно связано с историей «Ленинградского диксиленда», и всего джаза в целом — Георгия Чикова и Владислава Панкевича.
Георгий Георгиевич Чиков – один из лучших трубачей Европы, прекрасный интеллигентный человек, первоклассный музыкант. Обладатель ордена «Шедова и Каракулы» за особые заслуги. Спектр его интереса был огромен – от традиционного джаза до современного: Бикс, Армстронг, Прима, Хеккет, Клиффорд, Майлз, Фрэдди Хабард, Диззи, Фергюсон, Свит Эдисон. Участник знаменитых диксилендов Г.Лахмана, А.Канунникова, «Нева», «ЛД», «Невская восьмерка», «St.Petersburg stompers Dixieland jazz-band»; биг-бэндов Вайнштейна и Сегала; ансамблей Давида Голощекина, Бориса Финкельштейна, «Добры молодцы» Владимира Антипина, «Братья Жемчужные» Геннадия Лахмана, и многих других. Звук его трубы будет вечно летать в невском небе, озаряя своим сиянием Петроградскую сторону, центр, серые питерские дворы-колодцы, шумный Невский.
Владислав Аркадьевич Панкевич подтверждал, что талантливый человек талантлив во всем. Кроме того, что он здорово пел и потрясающе играл на пианино, он еще и был блестящим художником. Замечательный разносторонний человек, жизненным кредо которого было: «Keep swingin’…» Его голос не спутаешь с другими, он всегда узнаваем. В его прекрасной манере пения звучат ноты Ната Кинг Коула, Рэя Чарльза, и конечно, Сачмо, а в манере его игры прослеживается влияние Оскара Питерсона. Как играл на рояле он — не сыграет никто. Даже черно-белые его картины всегда полны красок. Неоднократно спетые многими людьми «Джорджия Браун», «Зэм зэ айс», «Сани сайд оф зэ стрит», «Роут 66», «Ай кэнт гив», «Рэд роузес фо э блю леди», «Алексанэрс рэг-тайм» и др. всегда будут ассоциироваться с Владиславом Аркадьевичем Панкевичем. Он был украшением и гордостью любого джазового коллектива, в котором принимал участие. Будь то биг-бэнды Вайнштейна, Сегала, малые составы, например ансамбли Николая Калинчева, Ларисы Молтяниновой, или трио «Панкевич-Мысовский-Москалев», либо диксиленды – «Невская восьмерка», «ЛД». "Я здесь не работаю, я здесь отдыхаю!", — сказал он в интервью журналисту «Эха Москвы» Борису Алексееву о своем участии в «Ленинградском диксиленде». Сложно еще что-то добавить.
Их всегда будут помнить. Поминая этих выдающихся людей, реквиемами прозвучали «Dear Death» Carmen McRae, «Strange Fruit» Abel Meeropol, «Love supreme»
John Coltrane, «It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing) » Duke Ellington.
Светлая память всем тем, кого с нами нет…
…И очень долгих лет всем тем, кто продолжает здравствовать!
Музыканты, игравшие и играющие в «Ленинградском диксиленде» — в основном old school. И это замечательно! Замечательно тем, что музыканты того времени – это ЛИЧНОСТИ, а среди нынешних, современных музыкантов, в целом личностей, к сожалению, очень мало. Так что хочется в очередной раз пожелать «Ленинградскому диксиленду» такого же творческого долголетия.
Свой 50-летний, полу-вековой юбилей «Ленинградский диксиленд» кроме юбилейного сезона концертов, отметил еще и грандиозным действом — «Парадом диксилендов» — большим концертом ансамблей традиционного джаза. Проводили этот праздник под открытым небом, open-air, стало быть, при поддержке «Квадрата». Развернулось потрясающее, шумное свингин-действо во дворе Капеллы на Мойке – в историческом культурном центре города, рядом со многими достопримечательностями Питера, в т.ч. Эрмитажем, Зимней канавой, и хатой мертвого Кучерявого. По традиции невская погода была пасмурной, но по-плюсовому, довольно, теплой. Праздник открыло «Плиз донт ток эбаут ми» в исполнении еще одних абсолютных ветеранов стрит-парэйда — «Old man river Dixieland jazz-band», которые собрались под таким названием два года назад, по идее главного «старика» — барабанщика и банщика – Эдуарда Слепцова. Основу этого оркестра составили участники аидиш-свингет «Хесед-бэнд», а также музыканты клуба «Квадрат». Играют плотно, в составе «братья П-вы», «братья П-вы», горячий Ali’s clarinet. А также вновь занявшийся джазом барабанщик Сергей Булыгин участник ансамблей Ильяшевича-Точиленко, биг-бэндов Владимира Сегала и Вольдемара Дмитриченко, и многих других, ну, и конечно, опытный шоу-мэн, трубач, вокалист Михаил Городецкий, начинавший свою творческую деятельность еще в 1950-е. В 1960-70-е участвовал в ансамблях вокалистки Эммы Рабинович, и пианиста Александра Галембо. Как ответ «Старых людей» «ЛД» звучит «Моя любимая» Блантера, которую «Ленинградский диксиленд» в 68 году записал на винил. В качестве контрольного выстрела «Старые люди» в первом отделении своего выступления горячо играют «Бей мир» Шолома Секунды – зрители начинают танцевать, кто-то давит твистяру, а кто припрыгивает. Городецкий начинает петь. Среди зрителей восторженное лицо Бориса Финкельштейна. Далее совместные джэмы музыкантов разных составов. Вот за кухню садится Валентин Колпашников! Выдающийся барабанщик и руководитель оркестров все еще в силе. Замечате
|