Творческая практика помогла свадебным операторам найти целый ряд способов видеосъемки, которые усиливают значение внутрикадрового отображения. Ракурс
Технология выполнения приема проста, вероятно, поэтому создатели свадебных фильмов не сразу поняли, какое мощное оружие находится в их руках. Вначале казалось, что ракурс не несет никаких смысловых нагрузок и с его помощью можно лишь обозначить -дать пространственные ориентиры. Но съемочная точка - это всегда результат каких либо оценок окружающей действительности и выбирается она, исходя из данных, которые заложены темой свадебного фильма. Ракурсная позиция камеры - это возможность дополнительных изобразительных комментариев, которые не открылись бы, если бы видеооператор взглянул на героев свадебного фильма под обычным углом зрения.
Торжественный, радостный, восхищенный. Какой ракурс предполагают эти эпитеты? Нет сомнения, что в этих случаях раскрыть суть происходящего и дать правильные эмоциональные оценки может нижний ракурс. Такое понимание приема будет следствием жизненного опыта поколений, результатом сложных психофизических процессов. Ведь у нас не вызовут должного отклика сочетания гордо опущенная голова, весело согнутая спина, радостно поникшие плечи.
В речевой информации такие образы прозвучали бы явной нелепостью, в изобразительной - неточное применение ракурса действует аналогично.
Задумчивый. Как снять героев свадебного фильма, которым адресованы такой эпитет? Например жених и невеста, ожидающие регистрации могут задуматься о своем будущем, о новом, одном из самых важнейших этапов своей жизни или родители, со слезами на глазах, наблюдающие за своими детьми в этот день, которые вступают в семейную жизнь? Если думать о применении ракурсной позиции в связи с этими определениями, то безусловно верхняя точка съемки не войдет в противоречие с сутью происходящего на экране и эмоционально усилит кинематографический образ.
Однако не следует думать, что нижний ракурс обязательно вызовет ощущение радости и торжества, а верхний обязательно станет символом противоположных эмоций. Профессиональный свадебный видеооператор всегда отталкивается от задачи, которую он перед собой ставит и выбор ракурса - это одно из решений, чтобы получить нужный эмоциональный отклик.
Подведем итог. Ракурс - это:
1. Пространственная ориентация.
2. Прием, позволяющий герою проявить свой характер.
3. Эпитет, характеризующий героев свадебного фильма.
Панорама
Панорама - это один из важнейших приемов свадебных видеооператоров, позволяющий раскрыть характеристику ситуации и раскрыть достоверные эмоциональные связи героев свадебного фильма в действии.
Начальная стадия панорамы, зафиксированная в сознании зрителя, непрерывно дополняется изобразительной информацией, которая наслаивается на полученную и объединяется с ней, заставляя зрителя соучаствовать в процессе творчества, ибо, потеряв какую-то фазу панорамы, он теряет смысл следующей. Главное, на что следует обращать внимание при съемке панорамы свадебных фильмов, -ее внутрикадровое содержание, определяемое основной мыслью эпизода, ради которой обратились к этому операторскому приему. Содержание кадра в свою очередь определяет технические параметры панорамного плана. Таким образом, выполнение панорамы складывается в следующей очередности: 1. Мысль, которую следует выразить. 2. Внутрикадровое содержание панорамного плана. 3. Технические параметры, оформляющие прием.
Наезд
Наезд - это своеобразный монтажный прием, очерь распространенные среди видеооператоров свадебных фильмов, формально характеризующий собой переход от более общего плана к крупному. Непрерывность кадра, отсутствие монтажной склейки придает наезду абсолютную документальность. Жизненная достоверность делает материал свадебного фильма легко воспринимаемым и эмоциональным. Фактическое изменение съемочной точки, по сравнению с приемом, выполненным при помощи оптической системы, дает возможность дополнительного воздействия на зрителя - свадебный видеооператор может передать момент физического перемещения в пространстве. Есть ситуации, в которых это обстоятельство придает материалу особую выразительность. Например в прогулке, когда молодожены очень тесно взаимодействуют с окружающей действительностью, такой прием может выделить их из среды, например в момент поцелуя, подчеркивая интимность ситуации и меняя эмоциональные приоритеты.
Отъезд
Отъезд - прием, имеющий обратные, по отношению к наезду цели. Если наезд применяется в преддверии ситуации свадебного фильма, и обычно служит началом какого-либо действия, подступом к повествованию, то отъезд - это завершение, окончание, финал. Физически отдаляясьот новобрачных, от детали обстановки, от фрагмента пейзажа, свадебный видеооператор как бы призывает ослабить внимание к предыдущему предмету разговора и при просмотре фильма мы, как бы отстраняемся, рвем связи.
Проезд со сложной траекторией движения
Планы такого рода могут быть очень емкими по количеству и характеру изобразительной информации, особенно если они сделаны свадебным видеооператором, не использующим механического транспортного средства, а снимающим с рук и передвигающимися среди героев фильма - так называемые проходы. Свободное обращение с камерой, умение делать плавные панорамы, вовремя перевести фокус, а если надо - непосредственно во время съемки изменить открытие диафрагмы дают возможность сделать кадр, показывающий ситуацию свадебного торжества и участников праздника с самых разных позиций. Этот кинематографический прием качественно выделяется из ряда других тем, что камера становится как бы реальным действующим лицом, активно реагирующим на столь важное событие.
|