•  Главная
  •  Статьи
  •  Аккаунт
  • Размещение статей
  • Контакты
  •  
Главная >> Предыдущая страница >> Статья: Третий мост Будапешта

Третий мост Будапешта

21.02.2006, 19:49

Построенный к 1000 летию Венгрии мост был назва в честь тогдашнего императора и короля мостом Франца Иосифа I. Император собственной персоной присутствовал на открытии очередного моста Будапешта, больше того, собственноручно вбил последнюю заклёпку в мостовую конструкцию. Правда, первому чиновнику государства, достигшему уже солидного возраста, не надо было для этого поднимать тяжёлый молот, достаточно было нажать кнопку парового молота, и последняя, серебряная заклёпка, с инициалами кайзера, была прочно вбита на своё место. Прочно? По-видимому не совсем, т.к. через некоторое время ей «приделали ноги» – серебро и в те далёкие времена было серебром.


Специалисты считают мост Свободы одним из самых красивых консольных мостов в мире. Своё сегодняшнее имя мост получил после Второй мировой войны. Все мосты Будапешта были взорваны гитлеровцами и после войны, с помощью советских инженеров, восстановлены в прежнем виде (за исключением моста Эржебет).

Можно сказать, что мост Свободы самый старый мост Будапшта. Не самый первый, но самый старый, т.к. при его восстановлении, в отличие от других мостов, были использованы металлические конструкции пролётов, рухнувших в Дунай. Поднятие их явилось настоящим техническим бравуром.

Искарёженные взрывом элементы конструкции были исправлены на месте, недостающие части дополнили металлоконструкциями другого моста и вновь изготовленными по старинным чертежам элементами. Сборка их проводилась на берегу и затем, с помощью плавучих кранов, 50-ти тонные части конструкции были встроены в среднюю часть центрального пролёта моста. Весь город с напряжённым вниманием следил за сложнейшими работами, которые были завершены 20 августа 1946 г. торжественным открытием восстановленной переправы, получившей имя моста Свободы.

Но вернёмся к истокам зарождения третьего постоянного моста Будапешта. На его создание был объявлен международный конкурс, который в отличии от конкурсов на первые два моста, выиграли венгерские специалисты. В конечном итоге, мост Франца Иосифа был построен по проектам Яноша Фекетехази, проект которого, кстати сказать, занял лишь второе место. Это был первый поистине венгерский мост. Если предыдущие два моста не только проектировали, но и строили иностранные инженеры, и даже элементы конструкций собирались за рубежом и потом привозили в Венгрию, то этот мост целиком дело рук венгерских рабочих и инженеров. Длина его 333,6 м, ширина 20,10 м. Вес металлических конструкций 4900 т. Скреплены они несколькими десятками тысяч заклёпок. Дорожное покрытие было сделано из деревянной брусчатки, а тротуары залиты асфальтом. На мосту установили 68 ламп, 48 из которых были газовыми.

На обоих берегах Дуная, перед мостом, были построены таможенные домики. Сейчас они стоят только на пештской стороне. 31 марта 1898 г. по мосту началось трамвайное движение, причём трамвайные рельсы располагались по краям проезжей части и электроконтакт находился внизу, вдоль рельс. Верхняя контактная дуга на трамваях появилась только в 1923 году, а трамвайные пути перенесли на середину лишь в 1938 г. Десятью годами раньше по мосту прошёл первый автобус. Рядом с мостом с 1922 по 26 г. находилась станция гидроплана, соединявшая столицу с Балатоном. А с другой стороны, в направлении моста Эржебет, долгое время находилось плавучее сооружение Дунайского бассейна, в котором в жаркие летние дни собиралось пол города, чтобы освежить себя, в тогда ещё чистых, водах Дуная. В последствии с мостом Свободы была связана одна традиция, которая на сегодняшний день уже исчезла: 1 апреля с моста, в Дунай люди бросали надоевшие им домашние предметы. Ну не думайте о громоздких шкафах или холодильниках, но я сам был свидетелем того, как один молодой человек далеко запустил с моста гитару, видимо так и не научившись на ней играть. Но при чём же здесь гитара?

Так же как Цепной мост им. Сечени, мост Свободы иногда перекрывают для транспортного движения и устраивают на нём народные гуляния. Например, 1 мая 2004 г., в день вступления Венгрии в Европейский Союз, проезжая часть моста была покрыта травяным ковром, что доставило неописуемую радость жителям города.

Самый старый мост Будапешта в следующем году собираются закрыть на реконструкцию. Время берёт своё, да и строительство станции новой линии метро, которая будет недалеко от моста, приурочена к его обновлению.

По старинной примете надо загадать желание, когда проплываешь на корабле под мостом, и оно непременно сбудется. Если Вам, уважаемый читатель, доведётся совершить прогулку по Дунаю, не забудте пожелать самому старому мосту Будапешта вечной молодости.
 

 

 


Категория: Страны/Города
Навигация по статьям:
Предыдущая в категории Страны/Города
Следующая в категории Страны/Города
  Партнеры