•  Главная
  •  Статьи
  •  Аккаунт
  • Размещение статей
  • Контакты
  •  
Главная >> Предыдущая страница >> Статья: Искусственный камень - технология малого бизнеса

Искусственный камень - технология малого бизнеса

04.02.2006, 20:18

Искусственный облицовочный камень, по нашему - «дикий» камень. В англоязычном мире одно из его имен cultured stone, что по смыслу означает - окультуренный, облагороженный. Эти названия наиболее точно отражают суть: декоративная плитка высшей ценовой группы, которая очень убедительно имитирует внешний вид натурального каменного булыжника или керамического облицовочного кирпича, успешно маскируется под деревянный пенек или античную мозаику, барельеф. Но это уже укрощенный дикий камень!

Плоская задняя поверхность, малый вес, адаптированная форма камня и тщательно подогнанные размеры элементов – атрибуты удобного монтажа и последующего использования. Такой камень широко применяется в современной наружной и внутренней отделке, особенно при облицовке стен. А изготавливается преимущественно на основе обыкновенного цемента, но не совсем обычным способом…

Отчего так приятно бродить по кривым улочкам старых европейских городов и прикасаться к древним замшелым камням, из которых сложены стены средневековых домов? Мягкие тона, разнообразные формы природного камня не утомляют нас в отличие от геометрических линий и неестественных цветов современного городского ландшафта. Может, поэтому «каменный стиль» пользуется такой огромной популярностью и в оформлении фасадов, и при украшении интерьеров.

Вот только натуральный камень всё чаще заменяют искусственным.

Такой камень - копия природного, но более доступен и практичен в применении. Строго говоря, искусственным камнем называется любое вещество неестественного происхождения, которое по своим свойствам, структуре или внешнему виду напоминает камень натуральный. С этой точки зрения искусственным камнем вполне можно считать обыкновенный бетон, стекло или керамику. Но нас интересует декоративная область применения искусственного камня. В этом случае годится следующее определение: искусственный камень - это полноценная имитация натурального природного камня и изделий из него с применением современных натуральных или синтетических материалов по специальным технологиям. Предметы, изготовленные из высококачественного искусственного камня, вызывают полную иллюзию натуральности, как визуально (сочетание цвета, фактуры, блеска), так и на ощупь.

Попытки воспроизвести природные камни искусственным путём предпринимались уже давно. Естественно, что в первую очередь объектом посягательств были драгоценные камни. Так, уже в средние века начали «изготовлять» жемчуг. Примерно в то же время стеклодув Мурано случайно получил искусственный авантюрин - очень эффектный минерал, искрящийся изнутри на свету. Секрет был утерян и вновь обретён лишь триста лет спустя. Но уже в XVIII веке, в России, Пётр I активно интересовался способами имитации мрамора, гранита, лабрадорита и других облицовочных камней для украшения зданий, улиц и площадей своей новой столицы.

В наши дни декоративный искусственный камень применяется едва ли не шире, чем натуральный. Ассортимент подобных изделий ограничен лишь фантазией дизайнеров и проектировщиков. Это – и ювелирные украшения (искусственная бирюза, янтарь, жемчуг) и предметы интерьера (скульптурные композиции из искусственного мрамора, различные мозаики, «каменные» карнизы, камины) и современные отделочные материалы (облицовочная плитка, декоративные заборы, тротуарный камень и пресс-бетон). Что еще?

Элементы мебели со вставками из искусственного малахита, яшмы и слоновой кости; облицовочные материалы, имитирующие мрамор, гранит или грубый необработанный камень для современных домов и квартир; из искусственного камня делают разнообразные безделушки и предметы быта; уличные скульптуры, фонтаны и скамейки также не обделены вниманием. Более того, технологии искусственного камня нашли применение и для имитации дерева, керамики (декоративный кирпич, терракота, изразцы, смальта) и металла. Одним словом, мир искусственного камня поистине безграничен.

Существует расхожее мнение, будто искусственный камень - лишь дешёвый заменитель природного камня. В ряде случаев это действительно так …скажем, когда речь идёт о ювелирных украшения. Но чаще всего это утверждение неверно! В зависимости от области применения, разработчики искусственного камня используют специальные материалы с заранее заданными свойствами, поэтому очень часто изделия из такого камня обладают набором достоинств, которые начисто отсутствуют у их природных аналогов. Вот несколько иллюстраций:

Натуральный гранит и красная керамика нередко обладают повышенной радиоактивностью - искусственный материал избавлен от этого недостатка. Искусственный мрамор и малахит гораздо долговечней и прочнее своих природных аналогов. А еще, искусственный камень обычно тёплый на ощупь в отличие от натурального - зимой это качество высоко ценится любителями «каменных» интерьеров.

Натуральный камень, при всей своей красоте, очень тяжёл. Часто его плотность превышает 3-3,5 г/см. Искусственный камень может быть в 2-3 раза легче. Представьте себе, сколько камней нужно перетаскать для отделки фасада какого-нибудь коттеджа средних размеров. А во внутренней отделке вес облицовочных материалов приобретает ещё большее значение - важно не перегрузить стены или пол. Например, попробуйте приладить каменные плиты на так популярный ныне гипсокартон. Едва ли у вас что-нибудь получится!

В природе существуют весьма красивые разновидности камней, которые встречаются лишь в одном или нескольких местах на Земле (розовый гранит, малахит, некоторые виды яшмы, чароит). Стоимость их очень высока. В подобном случае искусственный камень-заменитель: разумный компромисс между ценой и полученным результатом, особенно если визуально отличить «подделку» от натуры не так-то и просто. Искусственному камню можно придать любую мыслимую форму (вспомните сантехнику «под камень»). Такие же изделия из натурального камня будут стоить целое состояние.

Как вы уже поняли, в производстве искусственного камня применяют самые разные материалы: специальные пластмассы, стекло, некоторые виды синтетических смол (полиэфирные и акриловые), композиции на основе портландцемента и гипса и даже переплавленные натуральные камни. Но сам термин «искусственный камень» постепенно закрепился в области стеновых отделочных материалов и стал синонимом высококачественной облицовочной плитки «под камень», которая изготавливается на основе цемента или модифицированных гипсов. Мода на такой искусственный камень остается стабильно высокой уже в течение нескольких десятков лет по всему миру. Поэтому, не удивительно,что все новые и новые компании стремятся освоить производство этого перспективного вида современных отделочных материалов…

На Западе искусственный облицовочный камень на основе портландцемента появился лет 40 назад. Там обратили внимание, что люди явно неравнодушны к стенам, сложенным из грубых почти необработанных каменных блоков, валунов и глыб. Мы восхищаемся обликом средневековых замков, античных храмов и дворцов, изящных каменных построек 17-19 веков и пытаемся придать своим современным жилищам ту же каменную несокрушимость и монументальность. Но применение натурального камня для этих целей сопряжено с целым рядом неудобств. Трудоемкость обработки природного камня, дефицитность облицовочного камня в некоторых регионах, слишком большой вес и ряд других проблем делают его применение дорогостоящим мероприятием, а иногда и просто невозможным…

И вот, кто-то додумался делать «камень» из облегчённого и специальным образом окрашенного декоративного бетона: относительно дёшево, быстро и эффективно. После укладки на стену такого плиточного камня возникает полное ощущение, что стена целиков сложена из натуральных булыжников, блоков или кирпича. Рецепт оказался не только прост, но и весьма популярен. Из США и Западной Европы мода перекинулась в Европу Восточную. А теперь и в России «дикий камень» прочно занял свою нишу на рынке современных отделочных материалов, став неотъемлемой частью стильных интерьеров и престижной наружной отделки. Покупатели высоко оценили потребительские качества материала - малый вес, разумную цену и удобство монтажа. Изначально это оказалась продукция одной из бесчисленных американских компаний, которую ныне выпускает ряд московских фирм.

Используя относительно простую технологию и оснастку, они стали лидерами этого совсем ещё молодого и активно развивающегося российского рынка. Года три искусственный камень не выходил за пределы Садового кольца, завоёвывая авторитет среди уже искушённого московского потребителя. А потом начался новый этап – «камень» заинтересовал потребителей в регионах России и странах СНГ. С этого момента, интерес к искусственному облицовочному камню возник и у представителей малого бизнеса…

Несколько лет развития региональных рынков не прошли впустую – появилось много новых производителей, а сам искусственный камень перестал быть экзотикой и известен каждому потенциальному покупателю. Но вместе с тем, уровень технологической подготовки региональных производственников крайне низок и качество продукции оставляет желать лучшего. Именно поэтому, некоторые московские компании даже заявляют о повышении цен на облицовочный камень. И это в зимний период(2005г.), когда наступает сезонный спад продаж!!! Иными словами, реальная ёмкость рынка ещё очень далека от потенциальной, конкуренция незначительна, а рентабельность на сегодняшний день 150 - 300 % в зависимости от продуктивности сбыта. И если учесть, что технология производства искусственного камня доступна для освоения, а производственный участок можно развернуть за две-три недели, то становится ясно - любой новый игрок на этом рынке, если он достаточно умел и активен, имеет все шансы оказаться в числе лидеров.

Технология производства искусственного облицовочного камня во многом схожа с процессом изготовления обыкновенной тротуарной плитки:

1. Одинаковый принцип производства – вибролитье декоративного бетона в специальные формы…только цех по производству «камня» занимает существенно меньше места вследствие меньшего объема перерабатываемого сырья и укороченного технологического цикла.

2. Обе технологии доступны для малого бизнеса…только рентабельность производства декоративного камня значительно выше. Такова конъюнктура рынка.

3. Оба типа продукции изготавливаются на основе цемента…только получаемые декоративные бетоны основательно различаются по составу и эксплуатационным характеристикам.

4. В обоих случаях применяется аналогичное оборудование - вибростолы и бетоносмесители…только оборудование для «камня» ориентировано и настроено на работу с мелкозернистыми бетонами и повышенную точность дозировок.

Но есть и принципиальные отличия.

Например, в производстве тротуарной плитки и облицовочного камня применяют разные методики окраски. Тротуарная плитка подвергается в процессе эксплуатации большим механическим и химическим нагрузкам, поэтому окрашивается только в объеме и, чаще всего, в простой однотон(для экономии). В производстве «камня» применяются более «изощренные» способы окрашивания и колористические схемы.

Но самая главная «изюминка» в производстве искусственного облицовочного камня – это формы для литья! На этой проблеме «спотыкаются» практически все начинающие производители. Для тротуарной плитки используют пластиковые формы. Они дешевы и штампуются в огромных количествах. Другое дело – формы для «камня». Здесь пластик просто не годится – он не в состоянии отразить сложную и тонкорельефную фактуру натурального камня с обилием обратных углов и поднутренностей. Формы для литья облицовочного камня изготавливаются на основе некоторых сортов полиуретановых резин. Т

олько они обеспечивают такое идеально точное копирование поверхности натурального камня. Именно это ценится в камне искусственном, и именно это определяет его высокую стоимость - более 750руб. за 1кв.м. А ведь сырьевая стоимость такого «камня» не превышает 100р.! Эластомерные литьевые формы не дешевы, но все же доступны для малого бизнеса и достаточно быстро окупаются. Для снижения расходов на литьевые формы идут на разные ухищрения. Чаще всего применяют низкокачественные формы из неприспособленных к цементсодержащим смесям материалов (например, формопласты или виксинты)…. и получают серьезнейшие проблемы на производстве: формы быстро выходят из строя, накапливаются горы брака, затираются детали рельефа и нарушается геометрия плиток.

В результате - не конкурентоспособная продукция с трудом продается по сниженным ценам. Какой в этом толк? Не лучше ли сразу организовать производство обыкновенной и недорогой тротуарной или цокольной плитки ?? Но это уже вам решать…


Категория: Бизнес/Финансы
Строительство
Стройматериалы
Навигация по статьям:
Предыдущая в категории Бизнес/Финансы
Следующая в категории Бизнес/Финансы
  Партнеры