Руководители предприятий, в которых имеется несколько подразделений, в определенный момент времени начинают осознавать что для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, поднять производительность и сделать свой бизнес более эффективным, необходимо предпринять шаги, нацеленные на оптимизацию бизнес-процессов компании. Чтобы определить, что именно необходимо оптимизировать, прежде всего, нужно иметь четкое понимание процессов, вовлеченных в конкретный бизнес.
Что такое бизнес-процесс? Бизнес-процесс это ряд определенных, поддающихся измерению задач, выполняемых людьми и системами, которые направлены на достижение заранее запланированного результата.
Бизнес процессы имеют следующие важные черты:
1.Имеют внутренних и внешних пользователей 2.Действуют внутри подразделений компании и между ними, а также между различными организациями 3.Основаны на способе выполнения работ, свойственном той или иной организации.
Бизнес-процессы имеют три главных элемента: место, объект, задача
Место: где происходят процессы. Объекты: процессы являются результатом действий с объектами. Объекты могут быть физическими и информационными. Задачи: производимая работа с целью воздействия на объекты.
Примеры бизнес-процессов: Обработка заявки на приобретение ипотечного кредита Проверка кредитоспособности Разработка продукции Планирование командировок Открытие нового счета Ответ на коммерческий запрос Транспортировка товара
С начала компьютерной эры компании пытаются улучшить бизнес-процессы при помощи информационных технологий. Первоначально особое внимание обращалось на планирование ресурсов предприятия. Основными областями, где была внедрена автоматизация, были производство, бухучет, закупки и логистика. Следующим шагом была автоматизация продаж и маркетинга. После этого пришло время автоматизации управления отношений с клиентами и поставщиками.
В последние годы наблюдается повсеместное внедрение управления бизнес-процессами (ВРМ). Предприятия внедряют ВРМ в тех областях, где можно существенно повысить эффективность. Одни из этих процессов включают в себя несколько подразделений компании, другие являются результатом взаимодействия компании с поставщиками, клиентами и бизнес партнерами в режиме реального времени.
Заинтересованность в ВРМ стремительно растет: согласно отчету Forrester Research, на данный момент одна треть из опрошенных предприятий пользуется или внедряет ВРМ, что является значительным ростом по сравнению с серединой 2002, когда внедрением ВРМ занимались только 11%.
Что такое управление бизнес-процессами (ВРМ)?ВРМ автоматизирует и упорядочивает бизнес-процессы, которые являются значимыми для увеличения производительности. Начиная от найма персонала и заканчивая обработкой заказа на покупку, ВРМ способствует реструктуризации, контролю и управлению производственными процессами, включающими в себя людей и системы, для более эффективного выполнения работ.
Чтобы эффективно использовать ВРМ, компании должны сосредоточиться на итогах процессов и организации производственных потоков на основе запланированных результатов процесса. При этом не должно быть никакого различия между задачами, выполняемыми компьютерами или людьми. ВРМ должно распознать взаимодействие между местом, объектами и задачами и приводить их в соответствие с технологическим процессом. Бизнес-правила, применяющиеся в ходе процесса, также должны быть четко определены. При автоматизации бизнес-процессов следует помнить, что определить процесс, который необходимо оптимизировать, не так уж и трудно! Проблемы возникают, когда нужно определить, что именно должно быть включено в процесс автоматизации и как за счет нового метода будут перераспределены предыдущие роли среди новых ответственных за задание.
Преимущества внедрения ВРМ достаточно серьезны:
Прямые •Редактирование процессов в режиме реального времени •Снижение внутренних и накладных расходов •Автоматизация принятия ключевых решений •Уменьшение расходов на техобслуживание •Уменьшение операционных расходов •Повышение производительности
Косвенные •Сокращение производственного цикла •Повышение точности прогнозирования •Повышение качества обслуживания клиентов •Оптимизация процессов снабжения
Как определить, какие из бизнес-процессов необходимо автоматизировать? Компании используют системы ВРМ, чтобы автоматизировать практически все бизнес-процессы, происходящие на предприятии. Например, компания может иметь в числе своих приоритетов автоматизацию отдела продаж, процесса снабжения, складирования, работы колл-центра и т.д.
Однако, прежде всего нужно обращать внимание на те области, которые отвечают следующим критериям:
•Бизнес-процесс должен иметь решающее значение для роста производительности •Сокращение расходов за счет автоматизации должно быть очевидно •Окупаемость расходов на внедрение системы должна быть высокой и достаточно быстрой
Поскольку любое предприятие имеет только ему присущие особенности, отличающие его от других, в нем наверняка задействованы процессы, которые являются уникальными по отношению к другим предприятиям. Чаще всего подобные бизнес-процессы заслуживают особого внимания и затрат значительных ресурсов. Решения ВРМ являются отличным инструментом для должного обращения с такими процессами, поэтому для их оптимизации рекомендуется именно ВРМ
Что такое ВРМ системы?
ВРМ системы—приложения, которые помогают предприятиям автоматизировать любые бизнес-процессы, начиная с производства и заканчивая результатами всей деятельности, тем самым способствуя уменьшению производственных расходов, повышению производительности и эффективности.
Для успешного внедрения ВРМ систем необходимо ясное представление бизнес-процессов, бизнес правил, а также желание менеджмента и персонала перейти на качественно новые методы работы. Корпоративный Портал является необходимой основой ВРМ
Портал предприятия является единым местом доступа к информации и услугам для клиентов, продавцов, бизнес-партнеров и персонала. Это центр для систем интранет и экстранет, баз данных, а также отделов сбыта и снабжения, управления отношений с клиентами и т.д. На сегодняшний день, на передовых порталах внедряются системы управления бизнес-процессами, что позволяет автоматизировать производственные потоки, полностью формирующие бизнес-процессы от начала до конца.
Для любого бизнес-процесса характерно взаимодействие ответственных за его проведение, пользователей и объектов на различных уровнях, таких как начало процесса, наблюдение и контроль процесса, выполнение задания, создание нового вида деятельности, одобрение задания и т.д. Для отображения бизнес-процессов, их развития и взаимодействия с пользователями используется инструментальная панель. Внедрение любого бизнес-процесса в портал компании и отображение необходимых производственных операции, сообщений, графиков, производственных показателей в качестве инструментальной панели на сайте компании не составляет больших усилий.
Заключение
Инвестиции в ВРМ представляют собой то же самое, что и инвестиции в любую другую технологию. При условии, что проект спланирован надлежащим образом, четко поставлена задача, пользователи, которым придется изменить образ мышления после внедрения системы прошли переподготовку и имеется необходимая поддержка со стороны руководства, предприятие может рассчитывать на ощутимый положительный результат внедрения.
|